"Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие - для того, чтобы законодатели не коснели в праздности". Эти слова героя повести Салтыкова-Щедрина "История одного города" наглядно демонстрируют деятельность украинской власти, принимающей законы, вызывающие очень большие сомнения в своей полезности для общества, зато дающие массу возможностей для злоупотреблений чиновников.
В настоящее время в Верховной Раде ожидает рассмотрения во втором чтении законопроект № 7378 "О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения". Этот правовой акт поступил в высший законодательный орган страны 18 ноября 2010 года, его инициатор - Кабинет министров Украины. Несмотря на то что 13 декабря 2010 года Главное научно-экспертное управление в своём заключении высказалось о нецелесообразности самой идеи принятия отдельного законодательного акта по этому вопросу и рекомендовало возвратить его на доработку, 1 марта 2011 года Комитет по вопросам экономической политики Верховной Рады принял решение внести законопроект в повестку дня одного из пленарных заседаний, а 5 апреля за его принятие в первом чтении проголосовали двести пятьдесят восемь депутатов.
Возникает вопрос, зачем потребовалось рассмотрение Верховной Радой законопроекта, накладывающегося на другие, ранее принятые правовые акты, если согласно тому же заключению Главного научно-экспертного управления можно было вполне ограничиться поправками к действующим законам Украины "О правовом режиме военного положения" и "О правовом режиме чрезвычайного положения". Для этого рассмотрим законопроект № 7378. Статья 2 гласит, что принудительное отчуждение имущества может осуществляться либо с предварительным полным возмещением его стоимости, либо, при недостатке средств для такового, - с последующим, а изъятие осуществляется безо всякого возмещения стоимости. При этом в законопроекте нигде не указано, какое именно имущество подлежит выкупу у владельцев в принудительном порядке, а какое - изъятию, и только в статье 5 содержится робкий намёк на то, что "коммунальное имущество может передаваться в государственную собственность без возмещения стоимости". Согласно статье 7, оценка имущества проводится субъектами оценочной деятельности, а при невозможности их привлечения - органами государственной власти и местного самоуправления. Статья 9 предписывает выплачивать компенсацию за имущество, отчуждённое с последующим возмещением стоимости, на протяжении пяти последующих бюджетных периодов после отмены режима чрезвычайного или военного положения. В статье 11 сказано, что бывший собственник принудительно отчуждённого имущества, если таковое сохранилось, имеет право вернуть своё добро исключительно в судебном порядке, при этом он должен вернуть компенсацию (если таковая была получена) за вычетом "разумной платы за пользование". Хотя сейчас, согласно действующим нормам, уцелевшее реквизированное имущество возвращается собственнику в бесспорном порядке.
Стоит отметить, что в Верховную Раду вместе с законопроектом в обязательном порядке подаётся и ряд сопроводительных документов, среди них - пояснительная записка, в которой обосновывается необходимость принятия этого правового акта, его цели и задачи, указываются позиции заинтересованных сторон, даётся прогноз результатов. Так вот, в седьмом пункте этого документа сказано, что в "проекте Закона отсутствуют правила и процедуры, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений". Интересно, как это может вообще соотноситься с режимом военного или чрезвычайного положения? Ведь ни для кого не секрет, что подобные условия являются чуть ли не тепличными для развития коррупции и прочих злоупотреблений. Вряд ли можно говорить об объективной оценке имущества, если не только представители военной и гражданской администрации легко смогут прибрать к рукам оценщика, но и он сам будет искать их расположения. Кому будут нужны выплаты компенсаций за реквизированную собственность, если они производятся в течение пяти лет (на Украине бюджетный период равен календарному году)?
Как обесценивается гривна сейчас, известно всем, а в условиях чрезвычайного положения этот процесс окажется куда более интенсивным. Возвращение имущества через суд тоже таит массу неприятных нюансов. Коррумпированность нашего судопроизводства давно уже стала притчей во языцех. Да и пока суд будет тянуться, никто не помешает превратить некогда процветающее предприятие, принудительно выкупленное во время действия чрезвычайного положения, в "рудник" по добыче металлолома. И хорошо, если территория предприятия окажется в черте крупного города, где земельный участок сам по себе стоит немало. А если в глухой провинции?
Кроме того, почему вдруг правительству ни с того ни с сего приспичило внести новый законопроект, касающийся имущественных вопросов во время чрезвычайного или военного положения, и почему профильным комитетом Верховной Рады для него стал Комитет по экономической политике, а не Комитет по безопасности и обороне? Ведь ни с кем из соседей Украина воевать не собирается, да и соседи на нашу сторону клыков не точат. Гражданская война тоже маловероятна, так как нет сил, способных не то чтобы вести её, но даже и начать. Даже в Крыму межнациональный конфликт разжечь вряд ли удастся: регион не является самостоятельным ни энергетически, ни экономически, это вам не Ичкерия с её нефтяными месторождениями. Вот и получается, что названный законопроект правительство проталкивает с целью получения возможности пополнять казну откровенно рейдерскими методами, тем более что в марте 2011 года совокупный государственный долг Украины зашкалил за пятьдесят шесть с половиной миллиардов долларов США, превысив исторический максимум.
Если нет источников пополнения госбюджета за счёт налогов (а в долг Украине давать никто не хочет), то законопроект № 7378 в случае принятия может стать палочкой-выручалочкой. Устраиваются провокации, для которых властям будет несложно найти несколько десятков экстремистски настроенных "юношей бледных со взором горящим". Телевидение раздувает эти выходки до масштабов вселенской катастрофы (нечто подобное, кстати, можно было наблюдать во время терактов в Макеевке), после чего вводится чрезвычайное положение, а возможно, и военное. А дальше - под видом государственной необходимости - начинается принудительная скупка за бесценок наиболее успешных и перспективных в плане перепродажи предприятий. Не хочешь, чтобы твой бизнес оказался реквизированным за копейки, давай "на лапу". Хочешь, чтобы твоё предприятие тебе вернули в целости и сохранности, опять "подмазывай" кому надо. За объекты, находящиеся в коммунальной собственности, вообще платить не надо: забрал, перепродал - и спрашивать не с кого.
Действуя по принципу "отнять, поделить и перепродать", можно на некоторое время залатать брешь в государственном бюджете, но надо понимать, что приходится иметь дело с исчерпаемыми ресурсами. Подобные меры, предпринимаемые руководством страны, слишком напоминают семью, живущую за счёт распродажи вещей, находящихся в квартире. Независимая Украина в момент своего рождения получила богато обставленный дом, и обидно, если двадцатилетний юбилей ей придётся встречать в ободранных стенах с обвалившейся штукатуркой.
Александр ДМИТРИЕВСКИЙ http://dkr.com.ua/index.php?new=15844
Комментариев нет:
Отправить комментарий