понедельник, 15 августа 2011 г.

Сельсовет оскалился


Сельский совет в Закарпатье рушит имидж инвестиционно привлекательного региона

Еще недавно о Закарпатье говорили, как об инвестиционном рае. Власти региона умело воспользовалась двумя законами «О специальной экономической зоне» и «О специальном режиме инвестиционной деятельности в Закарпатской области». Законы были приняты в период президентства Леонида Кучмы для стимулирования экономической активности в области, которая в 90-е годы была лидером по уровню безработицы. Тогда Киев предоставил налоговые и таможенные льготы для потенциальных инвесторов. Вскоре регион стал лидером в Украине по динамике привлечения прямых иностранных инвестиций: 2002 г. — $30,1 млн., 2003 г. — $52,8 млн., 2004 г. — $62,7 млн. Сюда пришли транснациональные корпорации с годовыми оборотами в десятки миллиардов долларов. Новые предприятия, оборудованные самыми современными технологиями, появлялись одно за другим. Закарпатский опыт привлечения инвестиций известен в Канаде, Европе, Японии. Крупнейшим проектом стал завод по крупноузловой сборке автомобилей Skoda — «Еврокар». Его построили в 2001 г. в свободной экономической зоне «Закарпатье», расположенной на территории села Соломоново. Общая сумма инвестиций составила $250 млн.
Первым ударом по инвестиционной среде Закарпатья стало окончание срока действия ряда преференций в двух вышеупомянутых законах. Но инерция первого успеха была велика, и область оставалась одним из лидеров по привлечению иностранного капитала. Сегодня ситуация меняется. В первом квартале 2011 г. в Закарпатье вместо прихода инвестиций зафиксирован отток около $15 млн. Усугубляет ситуацию позиция некоторых органов местного самоуправления.

«Еврокар» подвергся атаке местной власти сразу после визита на предприятие президента Виктора Януковича 19 мая текущего года. Хотя президент пообещал всемерную поддержку предприятию, являющемуся крупнейшим налогоплательщиком области, председатель сельсовета Соломоново Галина Малинич вдруг отозвала подпись предыдущего главы сельсовета с Акта готовности объекта к эксплуатации цеха сварки кузовов. А исполком сельсовета отменил решение предыдущего состава исполкома годичной давности о согласовании ввода в эксплуатацию и оформления права собственности на новый цех. Местные народные избранники недовольны отсутствием денежного вклада в развитие Соломоново. По условиям договора, он был заменен обязательством инвесторов построить дороги и линию электропередач, которыми пользуются и местные жители. «Тогда условием строительства завода было наличие необходимой инфраструктуры, это должно было сделать государство, у которого не было денег для этого. Поэтому было принято решение, что вместо денежного паевого взноса инвестор построит необходимые дороги и ЛЭП за свои средства»,— сказал «i» бывший начальник главного управления внешних связей и инвестиционной политики Владимир Панов.

Председатель сельсовета Соломоново госпожа Малинич уверена в собственной правоте. «Наши действия никак не влияют на имидж Закарпатья и не могут оттолкнуть инвесторов»,— сказала она «i». Местные наблюдатели объясняют такую смелость семейными связями госпожи Малинич и ее сестры, которая является депутатом того же сельсовета. Муж одной — сотрудник областного управления министерства внутренних дел, другой — Службы безопасности Украины.

Между тем, решения сельсовета были опубликованы в местной прессе, о них стало известно предпринимателям области. В областной госадминистрации обеспокоены скандалом вокруг крупнейшего плательщика налогов и опасаются, что сокращение инвестиций станет тенденцией. «Мы должны предпринять максимальные усилия, чтобы инвестиционная среда Закарпатья соответствовала требованиям времени,— сказал «i» председатель Общественного совета при Закарпатской ОГА Федор Харута.— Нельзя допускать даже мысли о том, что кто-то может помешать инвестору. Власть и общественность всегда найдут силы привести ситуацию в соответствие интересам области».

_________________________
Завод «Еврокар» расположен в с. Соломоново Ужгородского района Закарпатской области. Общий объем инвестиций в проект «Еврокар» составляет $250 млн. Предприятие входит в «Группу компаний Атолл Холдинг». ЧАО «Еврокар» производит автомобили, узлы, детали и принадлежности для авто и их двигателей, осуществляет техническое обслуживание автомобилей, а также оптовую и розничную торговлю ими. На протяжении 2001-2010 гг. на предприятии производили автомобили Skoda, Volkswagen, SEAT.



Автор: Анна Тарканий, Экономические известия

Комментариев нет:

Отправить комментарий