Закон о спецконфискации снова стал одной из наиболее обсуждаемых сегодня тем. Безусловно, ее сторонники (из числа правительственных «экспертов» и чрезмерных оптимистов) утверждают о том, что новая редакция закона соответствует всем нормам европейского права. Однако, это далеко не устоявшееся мнение. По факту, новый закон мало чем отличается от старого. Именно поэтому он встретил довольно серьезную оппозицию в среде специалистов в области государства и права. Возьмем лишь несколько мнений., чтобы это продемонстрировать.
Народный депутат Украины VII-VIII созывов Сергей Каплин считает, что в нынешней своей редакции законопроект развязывает руки коррупционерам:
«Этот документ, безусловно, необходим нашему государству, но он станет оружием в руках коррупционеров и утроит коррупцию в стране. Я считаю, что этот законопроект должен быть принят на следующий день после избрания новой Верховной Рады. Разница в нем не большая. «Народный фронт» уже договорился с другими политическими силами дерибанить, то, что еще не раздерибанили именно благодаря этому документу. Вот собственно и вся разница между этим документом и предыдущими редакциями. Они просто договорились и презентовали документ, который никто из депутатов не видел. Кабмин просто превращается в пиар-площадку».
Подобную мысль поддерживает и другая нардеп, Наталья Новак:
«Человек должен доказать, что он не вор? Такого нет в мировой практике! Пусть они сначала докажут, что он преступник. Есть деньги, которые лежат на счетах и их нужно срочно забрать, любой ценой. Поэтому, естественно, их не устраивают законы, которые предполагают расследование. Все эти годы никто ничего не делал, следствие никуда не продвинулось. Да, Янукович – преступник, но где дело в суде?
Например, я кому-то не нравлюсь. Мне присылают повестку или подозрение, но указывают неверный адрес. Я не прихожу и меня объявляют в розыск, а я об этом даже не знаю. Тут, как говорят наши депутаты, каждый человек должен начинать рабочий день с изучения реестра лиц, которые находятся в розыске. Если человек за полгода не «нашелся», при том, что он ходил по улицам и никуда не прятался, значит он уже виноват, его могут заочно судить и заочно арестовать его имущество».
По мнению Михаила Погребинского, директора Киевского Центра политических исследований и конфликтологии, необходимость принятия подобного закона сегодня вызвана исключительно невозможностью старых политических сил разделить активы представителей предыдущей власти, которые те хотят «отжать» себе без суда и следствия, не имея возможности доказать что-либо в судебном порядке.
«По его словам, именно из-за того, что у Киева нет доказательств, лица, подозреваемые в коррупции, успешно судятся в Европе, выигрывают суды и получают компенсацию, как, например, Андрей Портнов. Поэтому, считает Погребинский, власть ищет возможности решить вопрос без суда. «Смысл этого закона – несудебно, не имея крепких аргументов отобрать деньги и активы, особенно активы, которые принадлежат Клюеву и прочим, очень вкусные, которые очень хочется рейдерам из «Народного фронта», — говорит политолог», — передает «Капитал» слова Погребинского.
Не менее резкое мнение высказывает также директор Института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев:
«Эта вся история была запущена на основании большевистской логики «Победитель получает все», и люстрацию превратили в преследование всей государственной машины по формальному признаку. Принимается так называемое «революционное законодательство», с точки зрения революционной целесообразности. Когда принимается решение о люстрации, оно касается политиков, связанных с определенной деятельностью, занимавших определенные должности. Нынешние украинские руководители заняли позицию реваншистов и используют механизм люстрации, а теперь и спецконфискации как инструмент нового большого дерибана, циничного и жестокого, очередного первоначального накопления капитала за счет перераспределения капитала своих конкурентов».
Также, по мнению эксперта, нынешнее законодательство в конечном итоге может коснуться каждого, ведь активов хватает и у сторонников новой власти, и у союзников.
Не уверен, что все эти аргументы и мнения хоть как-то проймут представителей нынешней власти, но, читая их, понимаешь, что не ты один скептически настроен по отношению к этому закону и его последствиям. Не знаю уж, примут ли его и чем вообще закончатся споры вокруг него, но пока картина получается следующая: если закон примут, это предоставит нынешней власти новые возможности для воровства, и это воровство будет считаться «нормой» работы уголовного кодекса. Надеюсь, все же, что до этого таки не дойдет.
Автор материала: Евгений Башинский, экономист, аналитик
Комментариев нет:
Отправить комментарий