Депутат Верховной Рады от Партии регионов Юрий Иванющенко ищет
возможности для выхода в новые для себя направления бизнеса. Так, с ним
связывают ООО "Гайчурский ГОК", получившее лицензию на разработку
Гуляйпольского железорудного месторождения (Запорожская обл.). Будет
этот проект реализован или нет, пока неясно. В любом случае обладающий
хорошими лоббистскими возможностями регионал ничего на этом не теряет. А
заработать – может. В будущем. При благоприятном стечении
обстоятельств…
В степь за рудой
Гуляйпольское месторождение является частью Приазовского железорудного района, промышленные запасы в котором оцениваются в 2,96 млрд т. Правда, относятся они к разряду бедных и пока не привлекают особого внимания со стороны влиятельных отраслевых игроков.
Так, содержание металла в руде здесь составляет лишь 27,6%. Для сравнения: в Кривбассе 55,7-62,8%. Поэтому почти вся добыча железной руды в Украине сосредоточена на территории Днепропетровской обл. Это горно-обогатительные комбинаты: Северный, Южный, Ингулецкий, Центральный, Новокриворожский и "Сухая балка", а также Криворожский железорудный комбинат.
Кроме того, еще имеются Полтавский ГОК и Запорожский железорудный комбинат. Опять же для сравнения: промзапасы Кривбасса оцениваются в 21,8 млрд т., Кременчугского железорудного района, на котором работает Полтавский ГОК – 4,5 млрд т. Руда здесь содержит 47,4-58,5% железа.
И здесь, кстати, владельцем ПГОКа Константином Жеваго с 2009 г. строится новый Еристовский ГОК для разработки одноименного месторождения. Это единственное предприятие, которое должно появиться в отрасли за годы независимости Украины.
Все остальные – наследие СССР. Стоимость ЕГОКа, включая устройство карьера и строительство обогатительной фабрики годовой мощностью 10 млн т. окатышей, оценивается К.Жеваго в $1,268 млрд.
Что же касается Гуляйпольского месторождения, то здесь рудные поля залегают более глубоко, чем в Днепропетровской и Полтавской обл. Т.е. добыча карьерным способом невозможна. В свою очередь, это означает, что строительство ГОКа обойдется дороже.
Поэтому создание Гуляйпольского ГОКа группа "Донецксталь" Виктора Нусенкиса ранее оценила в $1,5-1,6 млрд. Как известно, эта группа, владеющая Донецким металлургическим заводом, не имеет собственной ресурсной базы по железной руде.
И в свое время пыталась этот пробел восполнить как раз за счет Гуляйпольского месторождения. А первым его "застолбила" в 2003 г. корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты и Олега Мкртчана.
Она учредила ООО "Индустриальная группа — Магнетит", получившее лицензию на освоение и промышленную эксплуатацию Васиновского участка Гуляйпольского месторождения. Правда, дальше этого процесс не пошел.
Как уже отмечалось, дело это оказалось весьма затратным, а ИСД тогда начинал агрессивную кампанию по скупке металлургических и судостроительных предприятий в странах Восточной Европы. Поэтому в 2005 г. корпорация попыталась объединиться для строительства Гуляйпольского ГОКа с местным комбинатом "Запорожсталь".
Когда из этого ничего не вышло, права на фирму "Индустриальная группа — Магнетит" в 2006 г. были проданы группе "Донецксталь". Которая тоже не сумела сдвинуть вопрос с места. Поэтому в итоге лицензия была аннулирована.
Дело в том, что если хозсубъект в течение 2 лет с момента получения спецразрешения на недропользования не приступил к практической стадии заявленного проекта – такое право органам государственной власти предоставляется.
Они также могут выдать лицензию на освоение этого месторождения новой структуре. Именно так и произошло в данном случае. В конце декабря 2012 Гуляйпольский райсовет и запорожский облсовет согласовали спецразрешение на недропользования для ООО "Гайчурский ГОК".
Эта структура заявила о намерении все же наладить добычу железной руды в запорожской степи – вопреки протестам местных жителей. Поскольку известно, что горнорудная промышленность – не самая экологически безопасная.
Тут и огромные площади земель, занятые под складирование пустой породы, и мощные взрывы в карьерах и шахтах, от которых трескаются стены в домах, расположенных поблизости. Одним словом, соседство малоприятное во всех отношениях.
Обещание создать новые рабочие места, построить дороги, провести газ и воду в села – звучит, конечно, заманчиво. Но даже если и будет выполнено, вряд ли компенсирует экологический ущерб от соседства с ГОКом.
Сложно сказать, как будут далее развиваться события. Но местные жители настроены решительно и заверяют, что не допустят строительства ГОКа в Гуляйпольском районе.
Енакиевский след
Тем временем выяснилось, что к очередной попытке разработки железорудного месторождения в Гуляйполе имеет отношение Ю.Иванющенко. Так, помимо государственной НАК "Недра Украины" учредителем ООО "Гайчурский ГОК" значится зарегистрированная в Лондоне "Gazoil Corp. Ltd.".
Структура эта четко подпадает под все риск-факторы, известные налоговым органам. В частности, она зарегистрирована по адресу, по которому кроме нее значатся еще 1269 компаний.
Кроме того, ее директором значится некий 73-летний британский пенсионер, которому почтенный возраст не мешает одновременно руководить еще 23 компаниями. Одним словом, перед нами классический пример так называемой "прокладки".
Она, в свою очередь, имеет в качестве учредителей "Rollexa Ltd." и "Pallace Ltd.", также зарегистрированные в Лондоне. Их директора по совместительству тоже числятся не в одном десятке компаний.
Таким образом, цепочка может тянуться еще на полсотни "прокладок", но, внимание! - в нашем случае все оказалось значительно проще. Предыдущими владельцами "Rollexa Ltd." числились не кто-нибудь, а Даяна и Ирина Иванющенко, которые приходятся депутату-регионалу дочерью и женой. Это многое объясняет. Но не дает ответ на главный вопрос: зачем Ю.Иванющенко понадобилось столбить за собой малоперспективное для промышленной разработки месторождение?
Туманные перспективы
Как уже отмечалось, данный проект ранее не потянули крупные финансово-промышленные группы (ФПГ), возможности которых не идут ни в какое сравнение с некогда доверенным лицом действующего президента Украины.
Тем более, что сейчас, по мнению экспертов, его влияние на принятие решений на самом верхнем уровне заметно поубавилось. Против проекта играет и неблагоприятная ситуация на мировом рынке железорудного сырья (ЖРС).
Спрос на него падает на фоне уменьшения объемов стальной выплавки. Поэтому, например, средняя цена реализации железорудного окатыша у ПГОКа в 2012 снизилась со $183/т. до $156/т. (данные за 9 мес.).
На 2013 г. крупные корпорации, например, австралийско-британская BHP-Billiton ожидают дальнейшего снижения цен на ЖРС до $110/т. Между тем расходы горнодобытчиков растут: из-за подорожания дизтоплива, электроэнергии, и т.д.
Неудивительно, что бразильская корпорация Vale, один из трех крупнейших мировых игроков, решила в текущем году сократить капитальные расходы (в т.ч. инвестиции в новые проекты) почти в 2 раза к 2012 г., с $17,5 млрд до $10,1 млрд.
При этом надо отметить, что большая часть мировой выплавки стали сейчас приходится на Китай, который, соответственно, и основной потребитель ЖРС.
Ему помогают забрать объемы с железорудного рынка металлурги соседней Японии и Южной Кореи. Туда ближе всего доставлять руду из Австралии и Бразилии, но никак не из Европы, к которой географически относится Украина.
А если учесть, что BHP-Billiton и Vale имеют еще и свой грузовой флот для транспортировки ЖРС, становится понятно, что конкурировать с ними тяжко даже ПГОКу и предприятиям горнорудного дивизиона группы "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского.
Которые, напомним, работают на месторождениях с содержанием железа в руде, более чем в 2 раза превышающим показатели Гуляйпольского. Т.е. получать окатыш со стандартным Fe62 и Fe65 из руды, залегающей в запорожских степях, можно.
Только это потребует дополнительных расходов на обогащение. А высокая себестоимость не позволит окупить затраты на строительство ГОКа. И это опять же не говоря о том, что шахтный способ добычи всегда дороже, чем карьерный.
Что же касается сбыта на территории Украины и окрестностей, то с этим у будущего ГОКа гарантированно возникли бы проблемы. "Метинвест", на который приходится львиная доля поставок украинским металлургическим предприятиям, весьма ревниво относится к попыткам создать на местном рынке нового игрока.
Группа Р.Ахметова практически не пересекается с ПГОКом – тот работает на экспорт, Новокриворожский ГОК – это структурное подразделение комбината "Криворожсталь". Т.е. прежде всего обеспечивает потребности данного предприятия, входящего в концерн ArcelorMittal. Излишки НКГОК тоже отправляет на экспорт.
Остается маломощный ГОК "Сухая балка", добывающий руду для Днепропетровского метзавода им.Петровского – поскольку оба предприятия входят в российский "Евраз-холдинг" Романа Абрамовича.
Экспортировать ЖРС в Европу сейчас тоже неперспективно. Выплавка стали там продолжает падать, металлопрокатные мощности простаивают.
Одним словом, не похоже, что в обозримом будущем у жителей Гуляйпольского района будет реальный повод для протестов. Строительство там ГОКа станет рентабельным при одном условии – возвращении мировых цен на ЖРС к докризисным значениям.
Напомним, в 2008 г. стоимость железорудного окатыша составляла порядка $135-140/т. Правда, и в этом случае остается нерешенным вопрос финансирования.
Даже ФПГ и крупные транснациональные корпорации не реализуют столь затратные проекты лишь за счет собственных денег: все-таки $1,2-1,6 млрд – не шутки.
А занять такую сумму с помощью банковского кредита или размещения корпоративных облигаций могут только публичные компании, ведущие бизнес по международным финансовым стандартам.
Понятно, что лично Ю. Иванющенко, при всем к нему уважении, никто таких денег не даст. Тогда что это: простое стяжательство, или тонкий экономический расчет? Время покажет...
Виталий Крымов, специально для "ОстроВ"
В степь за рудой
Гуляйпольское месторождение является частью Приазовского железорудного района, промышленные запасы в котором оцениваются в 2,96 млрд т. Правда, относятся они к разряду бедных и пока не привлекают особого внимания со стороны влиятельных отраслевых игроков.
Так, содержание металла в руде здесь составляет лишь 27,6%. Для сравнения: в Кривбассе 55,7-62,8%. Поэтому почти вся добыча железной руды в Украине сосредоточена на территории Днепропетровской обл. Это горно-обогатительные комбинаты: Северный, Южный, Ингулецкий, Центральный, Новокриворожский и "Сухая балка", а также Криворожский железорудный комбинат.
Кроме того, еще имеются Полтавский ГОК и Запорожский железорудный комбинат. Опять же для сравнения: промзапасы Кривбасса оцениваются в 21,8 млрд т., Кременчугского железорудного района, на котором работает Полтавский ГОК – 4,5 млрд т. Руда здесь содержит 47,4-58,5% железа.
И здесь, кстати, владельцем ПГОКа Константином Жеваго с 2009 г. строится новый Еристовский ГОК для разработки одноименного месторождения. Это единственное предприятие, которое должно появиться в отрасли за годы независимости Украины.
Все остальные – наследие СССР. Стоимость ЕГОКа, включая устройство карьера и строительство обогатительной фабрики годовой мощностью 10 млн т. окатышей, оценивается К.Жеваго в $1,268 млрд.
Что же касается Гуляйпольского месторождения, то здесь рудные поля залегают более глубоко, чем в Днепропетровской и Полтавской обл. Т.е. добыча карьерным способом невозможна. В свою очередь, это означает, что строительство ГОКа обойдется дороже.
Поэтому создание Гуляйпольского ГОКа группа "Донецксталь" Виктора Нусенкиса ранее оценила в $1,5-1,6 млрд. Как известно, эта группа, владеющая Донецким металлургическим заводом, не имеет собственной ресурсной базы по железной руде.
И в свое время пыталась этот пробел восполнить как раз за счет Гуляйпольского месторождения. А первым его "застолбила" в 2003 г. корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты и Олега Мкртчана.
Она учредила ООО "Индустриальная группа — Магнетит", получившее лицензию на освоение и промышленную эксплуатацию Васиновского участка Гуляйпольского месторождения. Правда, дальше этого процесс не пошел.
Как уже отмечалось, дело это оказалось весьма затратным, а ИСД тогда начинал агрессивную кампанию по скупке металлургических и судостроительных предприятий в странах Восточной Европы. Поэтому в 2005 г. корпорация попыталась объединиться для строительства Гуляйпольского ГОКа с местным комбинатом "Запорожсталь".
Когда из этого ничего не вышло, права на фирму "Индустриальная группа — Магнетит" в 2006 г. были проданы группе "Донецксталь". Которая тоже не сумела сдвинуть вопрос с места. Поэтому в итоге лицензия была аннулирована.
Дело в том, что если хозсубъект в течение 2 лет с момента получения спецразрешения на недропользования не приступил к практической стадии заявленного проекта – такое право органам государственной власти предоставляется.
Они также могут выдать лицензию на освоение этого месторождения новой структуре. Именно так и произошло в данном случае. В конце декабря 2012 Гуляйпольский райсовет и запорожский облсовет согласовали спецразрешение на недропользования для ООО "Гайчурский ГОК".
Эта структура заявила о намерении все же наладить добычу железной руды в запорожской степи – вопреки протестам местных жителей. Поскольку известно, что горнорудная промышленность – не самая экологически безопасная.
Тут и огромные площади земель, занятые под складирование пустой породы, и мощные взрывы в карьерах и шахтах, от которых трескаются стены в домах, расположенных поблизости. Одним словом, соседство малоприятное во всех отношениях.
Обещание создать новые рабочие места, построить дороги, провести газ и воду в села – звучит, конечно, заманчиво. Но даже если и будет выполнено, вряд ли компенсирует экологический ущерб от соседства с ГОКом.
Сложно сказать, как будут далее развиваться события. Но местные жители настроены решительно и заверяют, что не допустят строительства ГОКа в Гуляйпольском районе.
Енакиевский след
Тем временем выяснилось, что к очередной попытке разработки железорудного месторождения в Гуляйполе имеет отношение Ю.Иванющенко. Так, помимо государственной НАК "Недра Украины" учредителем ООО "Гайчурский ГОК" значится зарегистрированная в Лондоне "Gazoil Corp. Ltd.".
Структура эта четко подпадает под все риск-факторы, известные налоговым органам. В частности, она зарегистрирована по адресу, по которому кроме нее значатся еще 1269 компаний.
Кроме того, ее директором значится некий 73-летний британский пенсионер, которому почтенный возраст не мешает одновременно руководить еще 23 компаниями. Одним словом, перед нами классический пример так называемой "прокладки".
Она, в свою очередь, имеет в качестве учредителей "Rollexa Ltd." и "Pallace Ltd.", также зарегистрированные в Лондоне. Их директора по совместительству тоже числятся не в одном десятке компаний.
Таким образом, цепочка может тянуться еще на полсотни "прокладок", но, внимание! - в нашем случае все оказалось значительно проще. Предыдущими владельцами "Rollexa Ltd." числились не кто-нибудь, а Даяна и Ирина Иванющенко, которые приходятся депутату-регионалу дочерью и женой. Это многое объясняет. Но не дает ответ на главный вопрос: зачем Ю.Иванющенко понадобилось столбить за собой малоперспективное для промышленной разработки месторождение?
Туманные перспективы
Как уже отмечалось, данный проект ранее не потянули крупные финансово-промышленные группы (ФПГ), возможности которых не идут ни в какое сравнение с некогда доверенным лицом действующего президента Украины.
Тем более, что сейчас, по мнению экспертов, его влияние на принятие решений на самом верхнем уровне заметно поубавилось. Против проекта играет и неблагоприятная ситуация на мировом рынке железорудного сырья (ЖРС).
Спрос на него падает на фоне уменьшения объемов стальной выплавки. Поэтому, например, средняя цена реализации железорудного окатыша у ПГОКа в 2012 снизилась со $183/т. до $156/т. (данные за 9 мес.).
На 2013 г. крупные корпорации, например, австралийско-британская BHP-Billiton ожидают дальнейшего снижения цен на ЖРС до $110/т. Между тем расходы горнодобытчиков растут: из-за подорожания дизтоплива, электроэнергии, и т.д.
Неудивительно, что бразильская корпорация Vale, один из трех крупнейших мировых игроков, решила в текущем году сократить капитальные расходы (в т.ч. инвестиции в новые проекты) почти в 2 раза к 2012 г., с $17,5 млрд до $10,1 млрд.
При этом надо отметить, что большая часть мировой выплавки стали сейчас приходится на Китай, который, соответственно, и основной потребитель ЖРС.
Ему помогают забрать объемы с железорудного рынка металлурги соседней Японии и Южной Кореи. Туда ближе всего доставлять руду из Австралии и Бразилии, но никак не из Европы, к которой географически относится Украина.
А если учесть, что BHP-Billiton и Vale имеют еще и свой грузовой флот для транспортировки ЖРС, становится понятно, что конкурировать с ними тяжко даже ПГОКу и предприятиям горнорудного дивизиона группы "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского.
Которые, напомним, работают на месторождениях с содержанием железа в руде, более чем в 2 раза превышающим показатели Гуляйпольского. Т.е. получать окатыш со стандартным Fe62 и Fe65 из руды, залегающей в запорожских степях, можно.
Только это потребует дополнительных расходов на обогащение. А высокая себестоимость не позволит окупить затраты на строительство ГОКа. И это опять же не говоря о том, что шахтный способ добычи всегда дороже, чем карьерный.
Что же касается сбыта на территории Украины и окрестностей, то с этим у будущего ГОКа гарантированно возникли бы проблемы. "Метинвест", на который приходится львиная доля поставок украинским металлургическим предприятиям, весьма ревниво относится к попыткам создать на местном рынке нового игрока.
Группа Р.Ахметова практически не пересекается с ПГОКом – тот работает на экспорт, Новокриворожский ГОК – это структурное подразделение комбината "Криворожсталь". Т.е. прежде всего обеспечивает потребности данного предприятия, входящего в концерн ArcelorMittal. Излишки НКГОК тоже отправляет на экспорт.
Остается маломощный ГОК "Сухая балка", добывающий руду для Днепропетровского метзавода им.Петровского – поскольку оба предприятия входят в российский "Евраз-холдинг" Романа Абрамовича.
Экспортировать ЖРС в Европу сейчас тоже неперспективно. Выплавка стали там продолжает падать, металлопрокатные мощности простаивают.
Одним словом, не похоже, что в обозримом будущем у жителей Гуляйпольского района будет реальный повод для протестов. Строительство там ГОКа станет рентабельным при одном условии – возвращении мировых цен на ЖРС к докризисным значениям.
Напомним, в 2008 г. стоимость железорудного окатыша составляла порядка $135-140/т. Правда, и в этом случае остается нерешенным вопрос финансирования.
Даже ФПГ и крупные транснациональные корпорации не реализуют столь затратные проекты лишь за счет собственных денег: все-таки $1,2-1,6 млрд – не шутки.
А занять такую сумму с помощью банковского кредита или размещения корпоративных облигаций могут только публичные компании, ведущие бизнес по международным финансовым стандартам.
Понятно, что лично Ю. Иванющенко, при всем к нему уважении, никто таких денег не даст. Тогда что это: простое стяжательство, или тонкий экономический расчет? Время покажет...
Виталий Крымов, специально для "ОстроВ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий