пятница, 5 апреля 2013 г.

Борьба с коррупцией станет, наконец-то, монополией? Чего боятся чиновники и силовики

Интриги и дебаты вокруг создания в Украине так называемой «финансовой полиции» не ослабевают. Появление нового специального подразделения по расследованию преступлений в экономической сфере против государства пугает, в первую очередь... самих чиновников. И силовиков.


 В Украине развернута масштабная кампания по шельмованию в СМИ самой идеи создания новой мощной правоохранительной структуры, чья специализация - борьба с коррупцией и экономическими преступлениями против государства.

Не смотря на то, что войну «финансовой полиции» (именно это неофициальное название закрепилось за пока еще не созданной структурой) объявила оппозиция, на самом деле за ней «торчат уши» и капиталы ряда высших украинских чиновников. И это хорошо известно журналистам «в теме», и менеджменту ведущих СМИ.

Ничего удивительного в этом нет: традиции коррупции в Украине - давние, масштабы - фантастические, суммы - грандиозные. О чем говорят аресты, «посадки» и приговоры последних лет.

Можно много за что ругать команду Януковича, но факт остается фактом: при президенте Викторе Януковиче в отношении коррупционеров возбуждено уголовных дел больше, чем при трех его предшественниках - Кравчуке, Кучме и Ющенко, вместе взятых. Причем речь идет о чиновниках уровня замминистров, судьях и т.д., и по многим из них приговоры уже вступили в силу.

Но при этом очевидно, что уровень коррумпированности самих силовиков в Украине таков, что на определенном уровне имеющийся правоохранительный инструментарий уже не дает требуемого эффекта в преодолении коррупции и «отлучении» ее от государства. Именно коррумпированность уже существующего, «традиционного» правоохранительного аппарата государства сегодня - едва ли не главный «тормоз» в декларируемой властью борьбе с коррупцией. И если «война» с коррупционерами в «гражданке» имеет очевидные успехи, то очищение от коррупционеров «силовой» составляющей госаппарата очевидно провалена.

Почему? Да потому что родственные, кумовские, земляческие связи в МВД, органах прокуратуры, СБУ, налоговой тянутся еще с «советских» времен. А постоянный «переток» кадров из одного ведомства в другое в ходе многочисленных «реорганизаций» эти связи лишь «шлифовал» и крепил. В результате штат всех нынешних силовых институтов украинской власти - едва ли не одна большая, дружная семья, «по-семейному» келейно решающая всякие «междусобойчики». Включая дележ сфер противозаконной финансовой деятельности, рынок «крышевания», контрабанды, контрафакта и даже наркоторговли. «Гражданских» они еще ловят и изобличают, а вот друг друга - никак нет. Или только тогда, когда кто-то «нарушил конвенцию» и «перешел дорогу» коллегам по промыслу.

Да и нет эффективного законодательно подкрепленного инструментария для борьбы с коррупционерами в погонах.

Как результат - борьба с «тенью» в государстве забуксовала. Это хорошо демонстрирует статистика нарастающего кризиса бюджета.

Только факты: впервые с момента обретения независимости Украиной Кабмин заложил в бюджет сокращение доходной части бюджета по сравнению с 2012 годом. Но три месяца 2013-го показали: и этот план не выполняется. В частности, сорван план по доходам – в бюджет поступило на 1,4 млрд грн (на 2,6%) меньше от плановых. В марте объем доходов общего фонда составил 30,8 млрд гривен, что на 907 млн грн (2,9%) меньше, чем запланировано в бюджете.

Поступления в госбюджет также падают по двум другим важнейшим статьям доходов: таможенным сборам (-3,6 млрд гривен (7,8% от плана) и НДС (-1,9 млрд грн) - это данные за 1-й квартал 2013 года.

Данных по дефициту госбюджета за март еще нет, но в феврале его «минус» составил 2,3 млрд грн.

И все это падение на фоне того, что на 4 квартал в стране нет денег на выплаты бюджетникам. Ситуация угрожающая на фоне падения в стране промпроизводства: по итогам января-февраля оно упало на 4,8%, и эксперты предрекают еще большее падение, к тому же - на неопределенный период. В стране растет безработица - только в феврале почти на 25 тыс. человек - таковы данные Госкомстата.



В то же время объем теневой экономики в Украине составляет около 500 миллиардов гривен (эту цифру назвала Ирина Акимова, первый заместитель главы Администрации Президента Украины, известный экономист). И еще ежегодно государство теряет до 100 миллиардов гривен на госзакупках - эти миллиарды просто-напросто разворовываются чиновниками.

Понятно, что именно на этих гигантских суммах и паразитируют силовики. «Крышуя» теневую экономику и хищения миллиардов на госзакупках и активно участвуя в этих криминальных процессах. Параллельно с эти силовики продолжают взымать с населения «налог на жизнь» разноообразными проверками и сопутствующими им поборами.

Что такое для экономики государства 100 миллиардов гривен, украденных на одних только госзакупках? Для сравнения: строительство одного километра современной автотрассы государственного значения в четыре полосы движения, с разделительной полосой, стальными отбойниками вдоль обочин, со всей необходимой дорожной инфраструктурой, по официальным данным Укравтодора стоит в среднем 40 млн грн. Таким образом, только на госзакупках ежегодно воруются 2,5 тысяч километров первоклассных дорог!

Еще раз: возможны ли такие грандиозные хищения без «покровительства» силовиков? Конечно, нет.

Очевидно, это понимают и в Администрации, и в Кабмине. В частности, в распоряжении Forbes оказалось письмо премьер-министра Н. Азарова, адресованное министру внутренних дел В. Захарченко. В документе говорится, что премьер просит главу МВД разработать концепцию создания специального подразделения по расследованию преступлений в экономической сфере против государства. «Прошу подготовить на базе концепции проект.., которым предусмотреть… в создаваемом подразделении функций по расследованию преступлений экономической направленности, которыми занимаются налоговая милиция, таможенные органы, Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями МВД, Департамент контрразведывательной защиты экономики государства СБУ», – говорится в письме премьера министру МВД.

То есть, фактически речь идет о все той же «финансовой полиции» со сверхполномочиями, только уже не как самостоятельной структуры, а как спецподразделении в составе МВД.

Если это начинание будет доведено до конца (а создание этого сверхмощного органа предусмотрено Национальным планом действий на 2013 год, утвержденным 12 марта указом президента №128/2013), то борьба с коррупцией в Украине может перейти на качественно иной уровень.

Хотя бы потому, что с созданием единого «антикоррупционного» ведомства в государстве будет покончено с ведомственной разобщенностью в этой борьбе. Где все правоохранительные «конторы» из года в год рисуют себе, руководству страны и публике благостные показатели раскрываемости и противодействия коррупции, но все это в сумме - обычное очковтирательство. Свидетельство чему - 600 миллиардов гривен «неучтенки», вращающейся вне контроля государства.

Именно эти 600 миллиардов - мощный дестабилизирующий экономику Украины фактор. Эти 600 миллиардов - фундамент организованной преступности в стране. Эти 600 миллиардов - базис коррупции, разъедающей государственный аппарат, парализующей его деятельность и реформы в стране.

Только создание единого ведомства по борьбе с коррупцией может ограничить аппетиты всех прочих силовиков, 20 лет «кормящихся» на борьбе с этой самой коррупцией. Только приведение чиновников всех рангов в чувство «бойцами» мощной специализированной на истреблении коррупции структуры может дать ощутимый результат по возвращению львиной доли из 600 «теневых» миллиардов в легальный оборот.

Еще лучше, если эта структура с особыми полномочиями в сфере борьбы с коррупцией будет подчинена напрямую президенту страны. Который и так сегодня несет всю полноту ответственности за преобразования в стране. Потому что в сложившейся ситуации коррупция - едва ли не главный враг реформ в стране вообще и Президента Украины лично. Коррупция среди чиновников, традиционно мощная в Украине, хоронит многие реформаторские начинания главы государства, ставя под сомнение его политическое будущее.

Очевидно: без лояльного лично Президенту органа, который будет эффективно давить казнокрадов и обдирающих народ (будущих избирателей) силовиков-коррупционеров, у Виктора Януковича, соответственно, будущего нет.

В силу этого обстоятельства времени на раскачку в создании «финансовой полиции» у власти крайне мало. Создаваемая структура должна продемонстрировать налогоплательщикам (избирателям) свою эффективность и результативность самое позднее - в начале 2014 года, за год до старта президентских выборов.

А государству это нужно было «уже вчера».

Георгий Киквидзе, «УК»

Комментариев нет:

Отправить комментарий