понедельник, 28 июля 2014 г.

Фонд госимущества попросил на выход российского олигарха

.
Группа «Русал» Олега Дерипаски может лишиться жизненно важного для своего бизнеса николаевского порта

Российский олигарх Олег Дерипаска может остаться без  Днепро-Бугского порта, мощности которого последние 15 лет арендует подконтрольный предпринимателю Николаевский глиноземный завод.

Как стало известно Hubs, еще 12 мая НГЗ получил письмо от Фонда государственного имущества, в котором тот потребовал вернуть пять портовых причалов в связи с окончанием срока действия договора аренды. Вместо этого завод российского олигарха обратился в суд и потребовал продлить аренду порта на прежних условиях.

Приватизация Николаевского глиноземного завода состоялась в начале нулевых. Завод приобрел Александр Ярославский для своего кума Олега Дерипаски. «Русал», образовавшаяся в результате слияния активов Дерипаски и Виктора Вексельберга – крупнейший производитель алюминия в мире с выручкой $9,7 млрд. НГЗ – второй по величине глиноземный завод группы, говорится на ее официальном сайте. В прошлом году он выпустил 1,5 млн тонн глинозема (сырья для производства алюминия) – 20,5% общего производства предприятий «Русал».

В производстве НГЗ использует импортные бокситы, которые по морю доставляются на Днепро-Бугский порт – структурное подразделение завода в советские времена. Но он не вошел в состав имущественного комплекса завода при его приватизации. С  конца 90-х НГЗ арендует пять портовых причалов.



«Срок действия договора аренды госимущества Днепро-Бугского морского порта, заключенного между Фондом и НГЗ, закончился, – сообщили Hubs в пресс-службе ФГИ. – В связи с невозвращением арендатором имущества, Фонд ведет исковую работу».  Первым в суд обратился завод Дерипаски, потребовавший продлить договор аренды на прежних условиях. На НГЗ отказались комментировать процесс.

В чем ценность перевалки для николаевского завода?  «Это транспортный цех завода, – говорит главный редактор журнала «Порты Украины» Константин Ильницкий. – Почти весь объем перевалки порта – это бокситы для НГЗ». По данным Администрации морских портов Украины (АМП), за первое полугодие 2014 года предприятие перевалило 2 млн тонн бокситов.

Фонд  намерен передать причалы АМП, говорится в материалах дела, опубликованного в Госреестре судебных решений. «После возвращения имущества Министерство транспорта будет определять дальнейший эффективный способ его использования», – сообщили в пресс-службе ФГИ. Один из  менеджеров ведомства слышал, что в Фонде были не против продления аренды, но эта идея не нашла поддержки в Минтрансе.

Чтобы в ситуацию не вмешались посторонние, НГЗ нанес упреждающий удар. 17 июня в качестве обеспечительной меры Хозяйственный суд Киева запретил ФГИ, Министерству транспорта и Администрации морских портов Украины совершать со спорным имуществом действия, которые могут нарушить интересы завода. 29 июля суд рассмотрит апелляцию Фонда на это решение.

Кому еще может быть интересен Днепро-Бугский порт? Ильницкий считает, что никому – без завода порт умрет. «Если есть желание насолить российскому владельцу, надо смотреть, как соблюдаются условия приватизации НГЗ, – считает он. – Но отрывать порт от завода бессмысленно».



«Все вопросы по приватизации  закрыты еще в 2011 году», – сообщил один из менеджеров Фонда.

НГЗ хотел выкупить землю под причалами, и направил документы на согласование в один из местных советов, рассказывал нынешней весной губернатор Николаевской области Николай Романчук: «Я попросил судебные органы приостановить деятельность всей этой схемы, потому что документы о продаже земли уже были подготовлены на сессию».

По его информации, НГЗ платит фонду за все причалы 11 млн грн в год. Романчук требовал пересмотреть плату, тем более, что по условиям договора деньги шли не городу, а в центральный аппарат ФГИ. Если государство вернет Днепро-Бугский порт себе, расходы завода на перевалку вырастут, уверен директор консалтинговой компании «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук.

Сколько предприятие может принести государству? По объему перевалки Днепро-Бугский порт сопоставим с государственным Измаильским портом или частными – «Ника-тера» Дмитрия Фирташа или «Авлита» Рината Ахметова. Финансовые результаты публикует лишь один из них. В прошлом году «Авлита» перевалила 2,9 млн тонн металла и 1,4 млн тонн зерна, заработав 324 млн гривен выручки. Чистая прибыль компании – 64 млн гривен.

фото: AFP

Андрей Самофалов, hubs.com.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий