среда, 29 ноября 2017 г.

Жулики и аферисты снова начинают кружить над профсоюзной собственностью



В бурной украинской политической жизни легко не заметить события, которые не вызывают большого общественного резонанса, но, тем не менее, являются весьма показательными. Это события-маркеры, которые говорят о тех или иных тенденциях.

Вот, например, такая себе тенденция ‒ присваивать «плохо лежащие» организации и их имущество. Здесь маркером является Федерация профсоюзов Украины, организация, которая, как говорится, знала лучшие времена, на сегодняшний день изрядно потеряла свое влияние, равно как и значительную долю своего огромного имущества. Но, тем не менее, что-то у нее осталось и многим авантюристам от политики кажется, что оставшееся нужно как-то правильно поделить в свою пользу. Поэтому, если вы читаете о какой-то возне вокруг ФПУ, то знайте, что это верная примета того, что мелкие и средние политические хищники при попустительстве или прямом участии властей вышли на охоту и что то же самое происходит и на других направлениях.

Вот, например, герой instagram и персонаж популярных интернетовских мемов Илья Кива решил присовокупить к букету возглавляемых им организаций Всеукраинский профсоюз сотрудников милиции.

Дорогой подарок Киве

Наблюдатели считают, что страсть к общественным организациям объясняется политическими амбициями Кивы, который, очевидно, хочет стать то ли депутатом, то ли чиновником исполнительной власти. На этой почве у Кивы конфликт с близким к ФПУ Каплиным, с которым он никак не может поделить остатки Социалистической партии.

Но, возможно, здесь есть и другие, более прозаичные причины. Злые языки напоминают, что милицейский профсоюз является детищем Владимира Мерцалова, доверенного лица крымского министра времен Януковича Могилева. Мерцалов загадочным образом «подарил» Киве профсоюз. Возможно, речь опять идет об общих интересах в некой собственности.

Активизм по-вызову как модная тенденция

А вот другой пример, в котором подтекст дележа собственности более очевиден. Здесь действует некто Вадим Засядкин, лидер общественной организации «Український дім». Засядкин ‒ типичный представитель разновидности активистов-карьеристов, дела которого однажды пошли не очень хорошо. У Засядкина возникли проблемы с партнерами и его отодвинули в сторону в нескольких политических и бизнес-проектах. Тогда Засядкин занялся «активизмом по вызову», устраивая пикеты и демонстрации от имени своей организации в пользу тех, кто за это заплатит. В поисках работы и карьерных перспектив он предложил ФПУ «информационную поддержку». Когда ему отказали, он начал организовывать «профсоюзный майдан».

Понятное дело, «майдан» закончился пшиком, но дело тут в том, что вся эта «движуха» очевидно является частью процессов, проходящих вокруг двух «жирных» объектов, которые находятся на балансе профсоюзов — Дома профсоюзов на Майдане и Октябрьского дворца. К ним давно присматриваются сильные мира сего и «майдан» имени Засядкина ‒ это такой способ половить рыбку, предварительно замутив воду.

Призрак Януковича

Глядя на все это невольно задаешься вопросом «неужели возвращаются времена Януковича»? Тогда профсоюзы оказались под сильнейшим давлением окружения Януковича (вроде Пшонки), которое претендовало на профсоюзную собственность и не брезговало ничем ради ее получения.

Противостояние во имя имущества

Противостояние достигло пика во второй половине 2011 года. В течение всего этого года на профсоюзы оказывалось системное давление со стороны силовых структур, которые по надуманным и безосновательным обвинениям пытались содействовать рейдерскому захвату имущества профсоюзов, в частности санаториев и туристических учреждений.  В августе прокуратура и налоговая провели в офисе ФПУ обыск. Начали обыск, не дождавшись руководства, не предъявив документы.

Сюрпризы от власти

Обыск стал сюрпризом не только для бывшего главы ФПУ Василия Хары, но и для бывшего тогда вице-премьером Сергея Тигипко, который тоже находился в здании. Правоохранители блокировали помещения, представителей СМИ и адвокатов не пропускали на третий этаж здания. В ходе обыска сотрудники налоговой милиции произвели выемку всех документов, касавшихся финансовой деятельности ФПУ, включая ведомости уплаты членских взносов.

Еще в конце мая 2011 года Генпрокуратура заявила о начале проверки законности отчуждения имущества санаторно-курортных учреждений ФПУ, в частности объектов недвижимости, входящих в сети предприятий «Укрпрофздравница», «Укрпрофтур». Интересно, что в случае «Укрпрофтура», который принял решение об отчуждении убыточного имущества, находящегося на его балансе, сделка по факту еще не состоялась. Но прокуратура уже начала расследование.

Тогда в ФПУ не скрывали, что причиной «наезда» правоохранителей был отказ Василия Хары передать ряд санаториев и отелей в управление частным структурам. С 2009 года федерация не продала ни одного санатория. Конечно, многим это не нравилось. Громким беззаконным обыском дело не ограничилось. С момента начала прокурорской проверки было возбуждено 35 уголовных дел, подано 147 исков о возврате 45 объектов стоимостью около 78 млн. гривен (по ценам 2011 г.) и земельных участков площадью свыше 34 га.

После этого громкого скандала в профсоюзах даже заговорили о создании собственной политической партии. Но, шантажировать людей Януковича не удалось, и Хара ушел в отставку. В своем заявлении он назвал ФПУ «организацией, в которой большинство руководителей членских организаций среднего и высшего звеньев являются хроническими бездельниками, профессиональными предателями и провокаторами». «Я как никто понимаю, в каком жалком положении находится ФПУ и никогда бы не покинул свой пост, если бы не очередное предательство подавляющего большинства председателей профсоюзов, выполняющих волю нынешних министров и Администрации Президента, которые поставили задачу отстранить меня от должности».

В общем, люди Януковича взялись за ФПУ серьезно, организовав внутреннюю оппозицию и вынудив Хару уйти. Однако, оставалась еще одна проблемная фигура. Ею был исполняющий обязанности заместителя председателя ФПУ Владимир Саенко. Его позиция в вопросах профсоюзной собственности была еще более жесткой, чем позиция Хары. Кроме того, у Саенко было свое видение того, как превратить ветхую и неэффективную постсоветскую организацию в современный сервис, оказывающий услуги своим клиентам – рядовым членам профсоюзных организаций.

Не стой на пути, власть хочет войти

В декабре 2013 года совет ФПУ должен был рассмотреть утверждение Саенко на должности. Этого, конечно, нельзя было допустить, поэтому Саенко задержали и взяли под стражу.  Во время обыска правоохранители не могли определиться с тем, что именно и почему они ищут. Обыск проходил на основании постановления Шевченковского районного суда  по эпизоду присвоения средств на ремонт Дома культуры «Дарница». Однако, уже после задержания Саенко были предъявлены совсем другие обвинения. Его обвинили в….рейдерском захвате фирмой «Росичи» пансионата «Дом творчества писателей им. Чехова» в Ялте. На самом деле «Росичи» выиграли суд по этому пансионату и действия, которые прокуратура задним числом расценила как рейдерство, были всего лишь исполнительными действиями, которые проходили в присутствии правоохранителей Ялты и Автономной республики Крым.

Саенко & Kº ‒ кто кому товарищ?

Об абсурдности обвинений говорит тот факт, что в деле Саенко фигурировали наркотики. Мы все хорошо знаем эту практику, которая широко применялась как при Кучме, так и при Януковиче. Правоохранители выдвигали обвинения в незаконных операциях с наркотиками, когда перед ними ставилась задача посадить человека. Сфабрикованное обвинение могло развалиться в суде, и тогда «наркотики» становились запасным аэродромом для правоохранителей. Этот трюк часто срабатывал.

К счастью, Майдан победил, Янукович и Пшонка сбежали и Саенко вышел на свободу. С 2013 года ФПУ не продало ни одного объекта и есть надежда, что профсоюзы преобразуются в нечто более отвечающее духу времени. Возможно, украинцы снова смогут пользоваться «профсоюзными путевками», доступными по ценам и адекватными по качеству.

Ну, а пока мелкие и крупные жулики и аферисты снова начинают кружить над профсоюзной собственностью, надеясь урвать что-нибудь. Это нехороший симптом, но, будем надеяться, что в этот раз все пойдет иначе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий