вторник, 6 сентября 2011 г.

Мариупольская братва под крышей киевского Главка


/ Столичный милицейский главк изобретает все новые изысканные способы заработка. Это когда «и рыбку съесть…», ну а дальше вы знаете. В конкретном случае – отчитаться перед начальством о поимке опасной банды рейдеров из почти двух десятков человек, а потом преспокойно отпустить на свободу ее организатора. Понятное дело за совершенно конкретный прайс.



Полюбившийся киевским блюстителям закона персонаж — некто Балабан Иван Константинович. Криминальный «автор» громких рейдерских атак в столице, поджогов зданий и автомобилей, случаев нанесения тяжких телесных повреждений в середине лета он был задержан по одному эпизоду своей деятельности и в рамках уголовного дела проходил как организатор бандитской группировки. Однако недавно дело распалось – благодаря доблестным следователям киевского главка лидер ОПГ был переведен из организатора в свидетели и благополучно отпущен на свободу. Более того, сегодня Балабан стращает потерпевших серьезными фамилиями в руководстве столичной милиции.



Мариуполь-Запорожье-Киев



В криминальном мире Украины все еще попадаются «динозавры», для которых время шальных 90-х как бы остановилось. Благодаря этому они, с одной стороны, используют в деятельности арсенал (в прямом и переносном смысле) эпохи расцвета бандитских времен. И при этом являются недосягаемым для государственного правосудия. И, что самое главное, не попадают в поле зрения бывших коллег по цеху — хотя и легализированных, но продолжающих ревниво «мониторить» состояние криминального поля.

Один из ярких представителей таких криминальных раритетов – Иван Балабан, 1972 года рождения. Бурные 90-е годы застали Балабана в том возрасте, когда быть просто «быком» в серьезной бригаде мешал возраст и жизненный опыт. Стать же маститым криминальным авторитетом мешал все тот же возраст и недостаток соответствующего опыта. Поэтому им по-своему была выбрана середина – организация локальной спортивно-молодежной банды, аналоги которой на начало 90-х присутствовали практически в каждом районе Украине. Банда создавалась им на базе уличной «тусовки» спортивной молодежи Орджоникидзевского района Мариуполя (название банды от микрорайона – «Левобережный»). Промышляли гопники, как и все местечковые банды, – «разводом» ларечников, иногда «выездным гоп-стопом» в соседние районы, обычным воровством. Стрельбой не злоупотребляли, в качестве метода делали упор на «отправку в больничку» на три месяца за отдельный прайс.

В пору расцвета организация насчитывала не больше трех десятков “активистов”. Учитывая «умеренный» нрав и мизерное количество, «левобережные» долго не представляли особого интереса для МВД, а также находились вне поля контроля крупных донецких ОПГ, ведущих междоусобную войну на взаимное уничтожение. Тем не менее, с 1994 банда стараниями ее лидеров постепенно втянулась в «престижные» на тот момент бизнес-операции с металлоломом и уже через пару лет веребежала дорогу криминальным «тузам» региона. Как результат, у незаконного формирования возникли серьезные проблемы.

Однако никакой войны с «левобережными» не последовало. И хотя Балабану в 1996 году приходится покинуть родной город и переехать в Запорожье, его бойцы практически мирно расходятся по домам, в отличие от многих ОПГ Донецка, закатанных под асфальт во время разборок. Рассказывают, что в ходе смены места жительства Балабан «полинял» практически на все, «нажитое непосильным трудом». В дальнейшем не жалеть денег на свое спасение стало главным принципом бывшего робингуда, что собственно и обеспечило ему завидную живучесть и полное отсутствие внимание со стороны МВД. Главный же капитал Ивана Константиновича всегда оставался при нем, а именно уникальное умение втираться в доверие к слабым на моральные принципы людям, вербовать новых членов криминальной организации и звериное «чуйло» как на опасность, так и на безнаказанность тех или иных преступных операций.

Уже вскоре в более спокойном Запорожье Балабан набирает новую преступную группу, с которой пару лет занимается нелегальной деятельностью, связанной с переработкой шлаковых отвалов меткомбинатов. Бизнес со временем стопорится, но финансово окрепший бандит получает возможность задуматься о новых перспективах криминального бизнеса, но уже в столице Украины.



Рейдер в столице



Перебравшись в Киев, Балабан «лепит» из себя образ крутого донецкого авторитета, имеющего выход (и даже прямое отношение) на самые верхи. Атрибуты работника «паяльника и утюга» подкрепляли соответствующий образ – «разговоры по фене», крутые тачки… Все эти «понты» прекрасно ложились на расхожие киевские представления о «донецких бандитах» и работали на районном уровне. Собственно, лезть выше Балабану и не хотелось.

Свой новый образ аферист успешно конвертировал в операции по рейдерскому захвату киевской недвижимости, в своих интересах или в интересах заказчиков. Балабан и его братки дважды совершают нападение на территорию ОАО «Кезно» в районе железнодорожного вокзала. Не менее дерзко захватывают ряд земель под киевские стройки. В марте 2008 года Балабан, предварительно вырубив 2 гектара деревьев заповедной зоны на Сырце и огородив их металлическим забором, начинает стройку. При этом — безо всякой разрешительной документацию на землю и строительство. За год до этого бывшие мариупольские братки чуть не лишают квартир жителей дома по улице Щербакова, решив переоборудовать под магазин цокольный этаж. Также балабановский след просматривается в незаконном захвате земли с последующим возведением недвижимости в Конче-Заспе. В результате наш герой обрел в Киеве скандальную известность. По делу о захвате Сырецкого парка было возбуждено уголовное дело, однако Балабану удалось избежать ответственности.

Следует признать, что причиной хронической безнаказанности Ивана Константиновича все-таки являются не криминальные понты, а смекалка и недюженый опыт. В частности, Балабан всегда держится подальше от любой влиятельной группы интересов и старается разводить «хомяков» и не трогать сильных мира сего. Соответственно, главными противниками бандита становятся, в основном, простые неприблатненные граждане, а главным союзником – общий бардак в системе управления городскими землями, устроенный «инопланетянами» из администрации Черновецкого. Ну и конечно падкость правоохранителей низшего и среднего звена на деньги, на подкорм которых новоявленный рейдер средств никогда не жалеет. Пусть не самые влиятельные, но «свои» менты позволили Балабану без всякого наказания применять в Киеве и старые рэкетирские навыки. Особенно это проявилось, когда наш герой решил взять под контроль Подольский район г. Киева (стал депутатом, затем руководителем на тот момент еще не расформированного райсовета). Методы работы с политическими оппонентами были выбраны Балабаном вполне ожидаемые – поджог ларьков и машин.



Вместо послесловия. А был ли мальчик?



Как свидетельствует практика, даже самые осторожные мошенники в конце концов теряют бдительность и попадаются. Летом 2011 Балабан был задержан сразу по трем эпизодам своей деятельности. Ему вменялось незаконное хранение оружия, нанесение тяжких телесных повреждений и порча имущества, а также организация преступной группировки в составе 17 человек. Впервые (!) за годы своей незаконной деятельности Иван Константинович попадает в тюремные застенки. Однако недавно дело внезапно… распалось.

По инициативе следователей киевского главка лидер ОПГ по всем эпизодам был переведен из организатора в свидетели и благополучно отпущен на свободу. Учитывая известную щедрость бывшего подследственного в отношении всего, что касается спасения его драгоценной персоны, следователей Главка можно только поздравить с солидной прибавкой к зарплате. Предположим также, что учитывая масштабы работы банды и ее количественный состав, судьба Балабана решалась в кабинетах повыше – непосредственно на уровне руководства столичного главка. За что особо должны быть признательны г-ну Крикуну и его подчиненным жители Сырца, Нивок и Подола.

По имеющейся информации, Балабан проходит подозреваемым еще в нескольких преступлениях, расследуемых в РОВД столицы и в киевском Главке. Но за свою судьбу он явно не опасается, поскольку в разговорах с потерпевшими поименно перечисляет своих покровителей, и обещает им «проблемы» от серьезных киевских ментов, если те не начнут отзывать свои заявления.

Николай Киселев, для «ОРД»

Комментариев нет:

Отправить комментарий