Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, должна проявить решительность в отстаивании интересов граждан.
За девять месяцев вынашивают и рожают ребенка. Но украинским чиновникам для полноценного “рождения” государственного органа этого срока в очередной раз не хватило. Об этом свидетельствует затянувшееся реформирование регулятора рынка финансовых услуг.
Нацкомфинуслуг была создана еще 23 ноября 2011 года Указом Президента Украины №1070-2011. Однако ее глава — Андрей Стасевский, а также остальные члены комиссии были назначены лишь в феврале 2012 года. С этого времени и можно вести отсчет.
В СМИ справедливо нарекают на то, что процесс создания регулятивного органа затянулся. Как бы господин Стасевский не убеждал общественность в необходимости укрепления кадрового состава ведомства и не нарекал на несовершенство профильного законодательства, от главы ждут прежде всего конкретных шагов в решении ключевых задач, стоящих перед Нацкомфинуслуг. И если “формирование и обеспечение реализации политики государственного регулирования в сфере рынков финансовых услуг” требует терпения и работы на перспективу, то “защита прав потребителей финансовых услуг путем применения в пределах своих полномочий мер воздействия с целью предотвращения и пресечения нарушений законодательства на рынке финансовых услуг” — должна осуществляться изо дня в день.
Среди дел комиссии за время существования называется лишь одно, непосредственно связанное с защитой прав потребителя — назначение внеплановой проверки Национальной акционерной страховой компании (НАСК) “Оранта”. Однако решение, которое должно было бы показать готовность регулятора твердо защищать интересы потребителей и всего рынка в целом, пока что так и не проведено в жизнь.
Нацкомфинуслуг 7 августа 2012 года сообщила, что ею принято решение о проведении с 9 августа по 6 сентября 2012 года внеплановой выездной проверки НАСК “Оранта”.
Как сообщил Стасевский, основанием для проверки стали письмо главы парламентского комитета по вопросам финансовой, банковской, налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника, запрос народного депутата Сергея Павленко, а также многочисленные жалобы и сообщения о нарушении компанией законодательства в сфере финансовых услуг (регулятору поступило более 180 жалоб на действия компании).
Серьезные претензии к “Оранте” у парламентариев возникли не в разгар лета, а значительно раньше. Уже в феврале Хомутынник заявил о необходимости проверки состояния компании. Только в январе-феврале 2012 года, по данным Моторного (транспортного) страхового бюро, количество неурегулированных страховых случаев по автогражданке возросло в “Оранте” в полтора раза и достигло 2388. По этому виду страхования просроченные обязательства “Оранты” в конце февраля превысили 23 млн. гривен. Учитывая, что средняя сумма возмещения составляет 10 тыс. гривен, рынок оценил это как тревожный симптом.
Не так хорошо, как это пытается представить общественности менеджмент “Оранты”, обстоят дела и по другим направлениям. В частности, компания заявила, что в первом квартале текущего года у нее зафиксирован прирост страховых премий по добровольному медицинскому страхованию по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 68%. Однако, по словам председателя Комитета по вопросам здравоохранения Верховной Рады Татьяны Бахтеевой, на сегодняшний день ни одна из частных страховых компаний, в том числе “Оранта”, не может похвастаться высокой эффективностью работы в медицинском страховании. “Для этой компании страхование — только бизнес, получение взносов по добровольному медицинскому страхованию, — сказала депутат агентству УНН. — А ведь в ряде случаев речь идет о минутах и часах, цена которым — человеческая жизнь. Речь идет о транспортировке людей, попавших в беду, об экстренной покупке дорогих препаратов, о срочных и дорогостоящих операциях, которые требуют оперативных выплат. Что касается такой страховой компании, мы можем говорить не о качестве страховых услуг, а только об их отсутствии. А также о необходимости государственной защиты граждан в области страховых выплат по добровольному медицинскому страхованию”.
Слова парламентария подтверждаются цифрами. Так, по данным Insurance Top (единственного издания, публикующего статистику рынка страхования), “Оранта” по добровольному медицинскому страхованию собрала платежей на 6,9 млн. гривен, а выплатила только 12,8 тыс. гривен. При среднем уровне выплат у других компаний в среднем порядка 50%, уровень выплат “Оранты” составил аж… 0,19%.
Не удивительно, что по информации участников рынка, страховые брокеры (посредники) перестали включать компанию в перечень котировок по этому виду страхования для своих корпоративных клиентов, а некоторые медицинские учреждения и аптеки отказались обслуживать клиентов, застрахованных в “Оранте”, так как страховщик не оплачивает их услуги в срок.
Итак, полгода понадобилось Нацкомфинуслуг, чтобы отреагировать на проблему. Но проверка так и не началась…
В предчувствии неприятностей, грозящих в случае ее начала, менеджмент “Оранты” (фактически контролирующий компанию со статусом “Национальная”) не придумал ничего лучшего, чем начать активно рассказывать прессе о “попытке рейдерского захвата” компании.
Абсурд ситуации, при которой “рейдерами” могут выступать парламентарии (включая весь профильный комитет параламента) и Нацкомфинуслуг (вина которой, видимо, в том, что она решила выполнить свою работу) — очевиден, поэтому вряд ли эта истерика могла бы остановить государственную машину. Она хоть и не слишком поворотлива, но если поехала — должна доехать.
Тогда менеджмент “Оранты” решил, что называется, “тянуть резину”. Источник в компании сообщил, что 16 августа текущего года председатель правления компании И.Пугачев обратился к Нацкомфинуслуг с двумя письмами. В одном содержится просьба передать компании копии обращений и жалоб граждан, на основании которых решено было провести проверку. Не хочется думать, что в отношении жалобщиков могли бы быть предприняты какие-то репрессивные меры. Скорее всего, “Оранта” сделала бы попытку как-то “умаслить” недовольных.
Вторым письмом руководство страховщика продемонстрировало свое нежелание сотрудничать с регулятором. Предправления “попросил” предоставить нормативные документы, которыми регламентирована внеплановая проверка, и пригрозил обращением в прокуратуру.
По словам источника, менеджменту “Оранты” прекрасно известны Правила проведения проверок (инспекций), утвержденные в свое время Госкомфинуслуг. Так что, перед нами неуклюжая попытка “половить рыбку в мутной воде” в период ликвидации Госкомиссии и “запуска” Нацкомиссии.
Видимо, в “Оранте” решили затянуть начало проверки, походя открыто поглумившись над Нацкомфинуслуг. Но возникает резонный вопрос: зачем руководству компании нужна отсрочка? Учитывая, что в первом полугодии 2012 года показатели “Оранты” продолжили падать (компания собрала страховых премий на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а объем выплат сократился со 112 млн. гривен в 2011 году до 99 млн. гривен в нынешнем), вряд ли оно надеется на улучшение финансового состояния. Может быть, менеджменту нужно время для выведения средств из компании? Но это угрожает крахом уже не только одному из крупнейших страховщиков, а и всему рынку.
В этом случае, всячески оттягивая фактическое проведение проверки, “Оранта” не только демонстрирует неуважение к государству, но ставит под угрозу интересы как своих и чужих клиентов, так и всех участников рынка. Ведь такое поведение “горе-менеджеров” грозит создать опасный прецедент, способный породить на рынке хаос.
В этой ситуации Нацкомфинуслуг обязана проявить должную решительность и использовать все законные методы для того, чтобы все же провести проверку и разобраться с ситуацией в компании. Только в этом случае можно будет с уверенностью сказать, что в стране есть регулятор финансовых рынков.
Игорь ГУРЕВИЧ Укррудпром
За девять месяцев вынашивают и рожают ребенка. Но украинским чиновникам для полноценного “рождения” государственного органа этого срока в очередной раз не хватило. Об этом свидетельствует затянувшееся реформирование регулятора рынка финансовых услуг.
Нацкомфинуслуг была создана еще 23 ноября 2011 года Указом Президента Украины №1070-2011. Однако ее глава — Андрей Стасевский, а также остальные члены комиссии были назначены лишь в феврале 2012 года. С этого времени и можно вести отсчет.
В СМИ справедливо нарекают на то, что процесс создания регулятивного органа затянулся. Как бы господин Стасевский не убеждал общественность в необходимости укрепления кадрового состава ведомства и не нарекал на несовершенство профильного законодательства, от главы ждут прежде всего конкретных шагов в решении ключевых задач, стоящих перед Нацкомфинуслуг. И если “формирование и обеспечение реализации политики государственного регулирования в сфере рынков финансовых услуг” требует терпения и работы на перспективу, то “защита прав потребителей финансовых услуг путем применения в пределах своих полномочий мер воздействия с целью предотвращения и пресечения нарушений законодательства на рынке финансовых услуг” — должна осуществляться изо дня в день.
Среди дел комиссии за время существования называется лишь одно, непосредственно связанное с защитой прав потребителя — назначение внеплановой проверки Национальной акционерной страховой компании (НАСК) “Оранта”. Однако решение, которое должно было бы показать готовность регулятора твердо защищать интересы потребителей и всего рынка в целом, пока что так и не проведено в жизнь.
Нацкомфинуслуг 7 августа 2012 года сообщила, что ею принято решение о проведении с 9 августа по 6 сентября 2012 года внеплановой выездной проверки НАСК “Оранта”.
Как сообщил Стасевский, основанием для проверки стали письмо главы парламентского комитета по вопросам финансовой, банковской, налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника, запрос народного депутата Сергея Павленко, а также многочисленные жалобы и сообщения о нарушении компанией законодательства в сфере финансовых услуг (регулятору поступило более 180 жалоб на действия компании).
Серьезные претензии к “Оранте” у парламентариев возникли не в разгар лета, а значительно раньше. Уже в феврале Хомутынник заявил о необходимости проверки состояния компании. Только в январе-феврале 2012 года, по данным Моторного (транспортного) страхового бюро, количество неурегулированных страховых случаев по автогражданке возросло в “Оранте” в полтора раза и достигло 2388. По этому виду страхования просроченные обязательства “Оранты” в конце февраля превысили 23 млн. гривен. Учитывая, что средняя сумма возмещения составляет 10 тыс. гривен, рынок оценил это как тревожный симптом.
Не так хорошо, как это пытается представить общественности менеджмент “Оранты”, обстоят дела и по другим направлениям. В частности, компания заявила, что в первом квартале текущего года у нее зафиксирован прирост страховых премий по добровольному медицинскому страхованию по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 68%. Однако, по словам председателя Комитета по вопросам здравоохранения Верховной Рады Татьяны Бахтеевой, на сегодняшний день ни одна из частных страховых компаний, в том числе “Оранта”, не может похвастаться высокой эффективностью работы в медицинском страховании. “Для этой компании страхование — только бизнес, получение взносов по добровольному медицинскому страхованию, — сказала депутат агентству УНН. — А ведь в ряде случаев речь идет о минутах и часах, цена которым — человеческая жизнь. Речь идет о транспортировке людей, попавших в беду, об экстренной покупке дорогих препаратов, о срочных и дорогостоящих операциях, которые требуют оперативных выплат. Что касается такой страховой компании, мы можем говорить не о качестве страховых услуг, а только об их отсутствии. А также о необходимости государственной защиты граждан в области страховых выплат по добровольному медицинскому страхованию”.
Слова парламентария подтверждаются цифрами. Так, по данным Insurance Top (единственного издания, публикующего статистику рынка страхования), “Оранта” по добровольному медицинскому страхованию собрала платежей на 6,9 млн. гривен, а выплатила только 12,8 тыс. гривен. При среднем уровне выплат у других компаний в среднем порядка 50%, уровень выплат “Оранты” составил аж… 0,19%.
Не удивительно, что по информации участников рынка, страховые брокеры (посредники) перестали включать компанию в перечень котировок по этому виду страхования для своих корпоративных клиентов, а некоторые медицинские учреждения и аптеки отказались обслуживать клиентов, застрахованных в “Оранте”, так как страховщик не оплачивает их услуги в срок.
Итак, полгода понадобилось Нацкомфинуслуг, чтобы отреагировать на проблему. Но проверка так и не началась…
В предчувствии неприятностей, грозящих в случае ее начала, менеджмент “Оранты” (фактически контролирующий компанию со статусом “Национальная”) не придумал ничего лучшего, чем начать активно рассказывать прессе о “попытке рейдерского захвата” компании.
Абсурд ситуации, при которой “рейдерами” могут выступать парламентарии (включая весь профильный комитет параламента) и Нацкомфинуслуг (вина которой, видимо, в том, что она решила выполнить свою работу) — очевиден, поэтому вряд ли эта истерика могла бы остановить государственную машину. Она хоть и не слишком поворотлива, но если поехала — должна доехать.
Тогда менеджмент “Оранты” решил, что называется, “тянуть резину”. Источник в компании сообщил, что 16 августа текущего года председатель правления компании И.Пугачев обратился к Нацкомфинуслуг с двумя письмами. В одном содержится просьба передать компании копии обращений и жалоб граждан, на основании которых решено было провести проверку. Не хочется думать, что в отношении жалобщиков могли бы быть предприняты какие-то репрессивные меры. Скорее всего, “Оранта” сделала бы попытку как-то “умаслить” недовольных.
Вторым письмом руководство страховщика продемонстрировало свое нежелание сотрудничать с регулятором. Предправления “попросил” предоставить нормативные документы, которыми регламентирована внеплановая проверка, и пригрозил обращением в прокуратуру.
По словам источника, менеджменту “Оранты” прекрасно известны Правила проведения проверок (инспекций), утвержденные в свое время Госкомфинуслуг. Так что, перед нами неуклюжая попытка “половить рыбку в мутной воде” в период ликвидации Госкомиссии и “запуска” Нацкомиссии.
Видимо, в “Оранте” решили затянуть начало проверки, походя открыто поглумившись над Нацкомфинуслуг. Но возникает резонный вопрос: зачем руководству компании нужна отсрочка? Учитывая, что в первом полугодии 2012 года показатели “Оранты” продолжили падать (компания собрала страховых премий на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а объем выплат сократился со 112 млн. гривен в 2011 году до 99 млн. гривен в нынешнем), вряд ли оно надеется на улучшение финансового состояния. Может быть, менеджменту нужно время для выведения средств из компании? Но это угрожает крахом уже не только одному из крупнейших страховщиков, а и всему рынку.
В этом случае, всячески оттягивая фактическое проведение проверки, “Оранта” не только демонстрирует неуважение к государству, но ставит под угрозу интересы как своих и чужих клиентов, так и всех участников рынка. Ведь такое поведение “горе-менеджеров” грозит создать опасный прецедент, способный породить на рынке хаос.
В этой ситуации Нацкомфинуслуг обязана проявить должную решительность и использовать все законные методы для того, чтобы все же провести проверку и разобраться с ситуацией в компании. Только в этом случае можно будет с уверенностью сказать, что в стране есть регулятор финансовых рынков.
Игорь ГУРЕВИЧ Укррудпром
Комментариев нет:
Отправить комментарий