вторник, 27 декабря 2011 г.

Дело банкиров-мошенников: «повязаны» и Стельмах, и Арбузов


.

Бывший и нынешний главы Нацбанка пока не будут отвечать за разграбление государства

Волна арестов среди руководства ряда украинских банков всколыхнула банковскую «общественность»: слишком громкие фамилии фигурируют в скандальных уголовных делах. При этом тесный круг топ-менеджеров украинских банков прекрасно понимает, что без молчаливого одобрения и покрывательства руководства Нацбанка совершить грандиозные аферы было невозможно.

Напомним, в пятницу, 16 декабря нынешнего года Киевское управление Службы безопасности Украины (СБУ) задержало бывшего председателя правления банка «Киев» Николая Марченко. Его обвиняют в присвоении 6 миллионов гривен, выдаче подставных кредитов и еще ряде мошеннических деяний. До 2009 года банк «Киев» контролировала семья Марченко — отец и сын (Марченко Николай Степанович — 40,6045%, Марченко Виктор Николаевич — 17,0211%). 9 февраля 2009 года в банк была введена временная администрация НБУ. А 17 июня 2009 года собственником 99,94% акций стало государство в лице Министерства финансов Украины.

22 декабря 2011 года был задержан президент «VAB Банка» Сергей Максимов. Его обвиняют в мошенничестве с деньгами инвестров и присвоении крупных сумм. А также в махинациях с деньгами, выделенными Нацбанком на рефинансирование «VAB Банка».

На прошлой же неделе арестован Павел Борулько, фактический владелец и руководитель банков «Европейский» и «Национальный стандарт». Этого банкира «взяли» в Беларуси, где он скрывался по поддельному паспорту, не имея возможности с «туфтовым» документом покинуть границы СНГ — на него был выписан международный ордер на арест.

При этом щепетильности аресту Сергея Максимова придает тот факт, что этот банкир еще с середины 1990-х работал в теснейшем контакте как с украинскими, так и российскими спецслужбами. Так как «VAB Банк» финансировал многие оружейные сделки. И потому считался «человеком СБУ» или «человеком ФСБ» — в зависимости от того, что хотели этим подчеркнуть говорившие о С.Максимове. Но близость к спецслужбам и личное знакомство со многими руководителями этих могущественных ведомств не уберегли С.Максимова от неприятностей, нежелательных в его почтенном возрасте.

С арестом Павла Борулько — вообще скандал. Фактически он был банковским «решалой в законе». На протяжении многих лет оказывая желающим — в том числе и коллегам-банкирам — услуги по «теневой» конвертации крупных денежных сумм в национальной валюте в валюты так называемой 1-й категории: доллары, фунты, швейцарские франки... А также обналичивая крупные суммы для крупных же заказчиков — в том числе из высшего руководства страны. Еще веселее: клиентами банкира П.Борулько и соучастниками совершаемых им преступлений были и старший сын Президента Украины Виктора Януковича Александр (в прошлом — стоматолог, а ныне — также банкир) и Сергей Арбузов, нынешний глава Национального банка Украины.

    Подробно о связи Павла Борулько, Александра Януковича и Сергея Арбузова можно прочесть в материале «Массовые аресты банкиров в Украине. Задержан Павел Борулько — крупнейший «конвертатор» в стране«.

И можно только догадываться, что может «спеть» следствию гражданин П.Борулько, если удостоверится, что помощи ждать ему неоткуда.

Остается загадкой, как руководитель СБУ Валерий Хорошковский вообще осмелился арестовать этих «непростых» банкиров, за каждым из которых стоят серьезные связи и покровители. Причем делает это масштабно и резонансно — в канун Нового года, одного за другим. Как бы подчеркивая: сидеть богатейшим людям Украины придется в разгар праздников, а дальше — как в поговорке: как Новый год стретишь, так его и проведешь...

Политикум и финансовый мир Украины обсуждает несколько версий условного «дела банкиров».

Версия первая, самая распространенная: банальный передел награбленного. Арестованных банкиров просто «рвут», пытаясь завладеть их активами и состоянием. А обвинения в расхищении средств рефинансирования Нацбанка — лишь удобный для правоохранителей повод «закрыть» банкиров. Но эта версия никак не объясняет неприятности того же П.Борулько, ходившего в «корешах» у Александра Януковича и Сергея Арбузова, да и не только их.

Версия вторая: под прикрытием легенды о борьбе с мошенничеством в банковской системе Украины руководство СБУ в преддверии парламентских выборов собирает компромат на управленческую и политическую «верхушку» государства, которая едва ли не поголовно пользовалась услугами того же П.Борулько. Но эта версия никак не объясняет аресты руководства банка «Киев» и «VAB Банка».

Версия третья, «комбинированная»: С.Максимова просто «торбят», а П.Борулько «наказывают» за «крысятничество», проявленное в отношении покровителей из «семьи».

И почему-то никто из собеседников автора всерьез не воспринимает версию того, что СБУ и Генпрокуратура едва ли не впервые за 20 лет независимости Украины занялись своими прямыми функциональными обязанностями. И аресты банкиров — закономерный результат государственнической деятельности Генпрокурора Виктора Пшонки и главы СБУ Валерия Хорошковского.

Эта — наивная по мнению и банкиров, и политиков — версия, предложенная автором, разбивалась в прах одним доводом. Если наводить порядок в банковской системе Украины, то начинать надо было с ареста экс-главы Нацбанка Владимира Стельмаха и его первого заместителя Анатолия Шаповалова. Без санкции которых (и «откатов» в их адрес) ни семья Марченко, ни С.Максимов, ни, тем более, П.Борулько «левачить» не смогли бы. Которые лично, «в ручном режиме», контролировали валютный рынок Украины, рефинансирование банков, их санацию и банкротство. И с каждой операции снимали «свой процент». Но эти люди — на свободе.

Константин Иванченко, «Аргумент»

Комментариев нет:

Отправить комментарий