Сказка о новых прозападных чиновниках со степенью MBA споткнулась в Украине о суровую реальность. Вместо правительства-камикадзе и реформ мы получили страну-камикадзе с долларом по 14 гривен, отключением горячей воды и электричества. По предварительным ощущениям – это еще не предел.
Все это время в Кабмине Яценюка был только один человек, умеющий проводить реформы – это уже экс-министр экономики Павел Шеремета. Его «ушли» и теперь в Кабмине остались исключительно свои люди. Они активно работают. Правда, не над развитием страны, а, в лучшем случае, над своим имиджем. В худшем – над дерибаном госбюджета. О том, какие радикальные цели ставило перед собой это правительство на старте, все его члены дружно забыли.
Яркий пример этого бесславного сценария – глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус. Как и Шеремета, он был человеком «не из системы». Яценюк привел в Кабмин этого ранее малоизвестного инвестбанкира, представив его чуть ли налоговым мессией, который призван привести украинский бизнес в землю обетованную.
От Билоуса ждали революционных перемен, но в итоге получили обычного украинского чинушу в самом худшем проявлении – с имитацией бурной деятельности, словами вместо дел и дорогими аксессуарами в виде часов за десятки тысяч евро и машинами за миллионы гривен.
Возглавляя налоговую уже более полугода, Билоус за это время не смог предложить ни одного заслуживающего внимания нововведения. Все «реформы», которые с таким пафосом выдает на-гора главный фискал, на самом деле запускались в Украине задолго до его прихода.
Например, сближение налогового и бухгалтерского учета, вынырнувшее в налоговой реформе от главы Госфиска, до этого еще в феврале 2014 года в виде готовой концепции представил бизнесу его предшественник, экс-министр доходов и сборов Клименко. Та же история с внедрением пост-аудита на таможне – Билоус вспомнил о нем как о чем-то новом и запредельном после того, как его внедрение, опять же, уже обсудили с бизнесом в феврале 2014 года. Из недавних примеров – анонс введения в работу налоговиков «детекторов лжи» (инструкция их использования действует еще с октября 2013 года) и внедрения кассовых аппаратов с онлайн-отчетностью (запущено в 2013 году).
Все эти б/у идеи Билоус преподносит как результат напряженной работы и неимоверных мозговых штурмов своей команды. Но единственным собственным нововведением главы Госфиска за полгода стал сомнительный для бизнеса налоговый компромисс, который не нашел поддержки в парламенте, и военный налог для простых граждан.
Параллельно главный украинский налоговик взял на вооружение нещадную критику своих предшественников. Глава ГФС направо и налево раздает интервью с критикой предшественников, но строго по плану реализует все их инициативы.
Плагиат в работе можно было бы простить, если бы все позитивные обещания, сделанные Билоусом, он хотя бы начал реализовывать. Но, увы, результат такой работы наглядно демонстрируют рейтинги – из обещанных новаций реализовано ровно 0.
Данные портала «Слово и дело» http://ru.slovoidilo.ua/person/4731-bilous-igor-olegovich.html
У украинских чиновников есть традиция – когда реальных результатов работы нет, появляются виртуальные истории их успехов. Сегодня главный фискал неимоверными усилиями пытается строить свой имидж. Именно пиар-активность Билоуса заслуживает особого внимания. Парадокс, но ничего не делая, он выбрасывает кучу денег на освещение своей работы. Глава ГФС развернул настолько массированную работу в этом направлении, будто работает «на вырост». Подсиживает премьера или, по крайней мере, хочет стать его приемлемой «запаской».
В последнее время главный фискал стал все чаще мелькать по ТВ и даже принял участие в «Свободе слова» на ICTV. Кроме того, пиарщики Билоуса заключили долгосрочный контракт с информагентством Лига, в результате чего на сайте регулярно появляются развернутые статьи об успехах главы Госфиска – он борется с теневыми схемами, общается с бизнесом, предлагает амнистию капиталов. Делом чести для себя Билоус считает и появление в украинском Forbes, куда его пиарщики регулярно заносят по $7-10 тыс. за правильный угол освещения активности своего шефа. Интересно, Игорь Олегович, сколько бы на деньги, потраченные на размещение ваших интервью и джинсы, можно было бы купить танков и БТР для зоны АТО?
От имени Билоуса начали вести Facebook - и Twitter. При чем делали это настолько активно и с такими рекламными бюджетами, что не прокомментировать эту гиперактивность не смогли рядовые пользователи. В частности, мелькание в рекламе Facebook и темпы роста подписчиков страницы Билоуса поднимали вопросы об источниках финансирования личного пиара чиновника и непозволительности таких растрат в период АТО и кризиса.
Откуда берутся деньги на заказные статьи и эфиры Билоуса, а также на дорогие часы и авто – история также умалчивает. Пока пресс-служба молчит, народ дает вполне однозначный ответ.
В результате пиар-активности Билоуса за последние несколько месяцев создалось впечатление – других дел кроме как зависать в сети и ходить по телеканалам и информагентствам у главы ГФС нет.
И это недалеко от правды. Во-первых, теперь график главного Фискала пестрит постоянными фотосессиями с намеками на килограммы грима и часы фотошопа.
Во-вторых, обычным занятием для Билоуса стали и тренинги по работе с камерами. В результате таких перемен в его работе часто переносит рабочие совещания просто потому, что ездит на прямые эфиры и интервью, записи на камеру.
В своем порыве быть известным и узнаваемым глава Госфиска дошел до абсурда. На заре своей чиновничьей карьеры Билоус решил сходу и ярко запомниться читателям УА-нета и заказал проведение «конкурса» на самого привлекательного и сексуального чиновника «Мистер Украина International». Он же, понятное дело, в этом конкурсе и выиграл.
Тем временем о построении здорового командного духа в Госфиске нет и речи. В ведомстве процветает недоверие и упадничество. Желание подсидеть или подставить стало нормой, а одетая вышиванка добавляет +10 к карме в борьбе за выживание.
Отсутствие новаций и проблемы в коллективе не были бы такой проблемой, если бы не тотальный провал в выполнении госбюджета. По данным Госказначейства, за 8 месяцев 2014 года, недопоступления в бюджет составили 16,8 млрд гривен. Доля Госфиска в этом «достижении» - 8,6 млрд. гривен. Еще более ошеломляющую статистику озвучил «папередник» Билоуса Клименко – он говорит о недоборе ГФС 12 млрд. гривен.
При таком очевидном провале Билоус умудряется сохранять хорошую мину при плохой игре. Он попросту запугал сотрудников центрального офиса Госфиска, чтобы информация о его промахах и недостатках в работе не просочилась в Кабмин.
В кресле главы ГФС Билоус освоил очень нужное для украинского чиновника качество – он научился беззастенчиво врать начальству о своих достижениях. Сегодня он постоянно дезориентирует министра финансов Шлапака и премьера Яценюка, подсовывая им откровенно липовые данные о наполнении бюджета, списывая проблемы на боевые действия на Донбассе и экономический упадок в целом. Но правда состоит в том, что поступления в госбюджет от ГФС падают темпами, опережающими падение ВВП. И это не вопрос последних месяцев, осложненных АТО. Это проблемы, которые проявились в фискальном ведомстве изначально.
Пока тактика Билоуса остается успешной. Он проваливает показатели наполнения бюджета и, судя по всему, не имеет ничего против функционирования налоговых ям и «конвертов». Но обещанная Билоусу «яма», о которой ранее говорил премьер Яценюк, так и не наступила. Хотя должна была наступить еще 1 сентября. Праведный гнев главы Минфина Шлапака также не доставил Билоусу особых неприятностей.
Но время идет и работать по старой пиар-схеме главе Госфиска становится все сложнее. Всплывают обвинения в коррупции при назначении руководителей территориальных органов и аппарата Госфиска, а бизнес уже даже через провластные издания кричит об усилении давления со стороны налоговой.
При этом обвинять в неудачах и нарушениях предшественников становится все тяжелее, а список запланированных ими нововведений, взятый на вооружение, уже заканчивается. Образ прозападного топ-менеджера Билоуса сдувается, и перед нами предстает слабый и посредственный управленец, но яркий популист. Он умеет врать и делает это вполне успешно. Поэтому по-прежнему остается в кресле и рассчитывает на карьерный рост.
Удастся ли ему главе Госфиска – неизвестно. Пока поздравить его можно с тем, что он зарубил ожидания украинцев от прихода на госслужбу топ-менеджеров западного образца. Если это правительство камикадзе, то что именно он должен сделать? Правильно, дать очередное интервью. Ждем с нетерпением.
Сергей Стрельцов, СЛЕД
Комментариев нет:
Отправить комментарий