среда, 28 марта 2012 г.

Покушение на Дядечко: попытка убить правду о краже 35 миллиардов

Покушение на Сергея Дядечко, зампреда банка «Союз» и учредителя «Родовид Банка», совершенное под Киевом 19 марта, не стало сенсацией всеукраинского масштаба. Дядечко не пострадал, тяжело ранен случайный свидетель. А между тем обстоятельства покушения настолько подозрительны, что возникает вопрос: а был ли целью киллеров сам г-н Дядечко? Или убить хотели правду о крупнейшей финансовой афере Восточной Европы, в результате которой государство потеряло 35 млрд. грн., которые, по сути, были похищены из госбюджета, из кармана граждан, под видом спасения фиктивной пирамиды «Родовида», заранее обреченной на банкротство?

Мы решили провести собственное расследование покушения на Дядечко.

ZN.UA в своем расследовании деятельности названного банка пять месяцев назад предупреждало: покушения на участников и организаторов аферы будут обязательно. Потому что за два года расследования Служба безопасности под руководством Валерия Хорошковского так и не смогла установить, кто же несет ответственность за разграбление банка и тех многомиллиардных сумм, которые выделялись Национальным банком якобы для его спасения.

Парадокс — Государственная финансовая инспекция еще в марте 2010-го подготовила детальный отчет о финансовых махинациях, констатировала нарушений на 22,6 миллиарда, выявила всю цепочку должностных лиц в руководстве банка, по вине которых эти нарушения состоялись, но СБУ не спешит привлекать фигурантов к ответственности! Посадили стрелочника — временного администратора Сергея Щербину, который пришел в «Родовид» уже после краха, и он сидит за растрату 340 млн. грн. Даже если эти обвинения обоснованны, то почему никто не сидит за нарушения на 22 миллиарда, за общие потери банка в 35 миллиардов? По нашим данным, за это время следователи СБУ ни разу (!) не вызвали хотя бы на допрос собственников «Родовида», в руках которых находились все рычаги финансового управления. Бывший президент банка Сергей Бубка спокойно работает в Национальном олимпийском комитете, представляет страну на международной арене. Денис Горбуненко — бывший председатель правления банка — в Лондоне. Третий основной учредитель — Сергей Дядечко — спокойно работал в Киеве. Эти люди руководили банком, который, несмотря на многомиллиардные кредиты Нацбанка, развалился, и его активов не хватило, чтобы погасить долги перед вкладчиками. Государству спасение убыточного банка-«пустышки» обошлось по состоянию на 2011 год в 35 млрд. грн., но ни один руководитель банка за это не отвечает! При этом г-н Хорошковский заявлял о том, что расследование дела «Родовида» берет под свой личный контроль. Результаты «контроля» таковы: главный свидетель финансовых махинаций, финансист Геннадий Пискун 28 октября 2011 года, по официальной версии милиции, выпал из окна. Как посчитало УВД Донецкой области, мультимиллионер решил вылезти без страховки из окна квартиры на седьмом этаже, чтобы… починить кондиционер! Пискуну стало жарко как раз после допроса в СБУ, где он, по данным ZN.UA дал показания на руководителей «Родовида», причастных к случаям хищений денег банка. Дело Пискуна однозначно доказывало причастность руководства банка к воровству денег: следствие установило факт необоснованного вывода из-под залога и списания с внебалансового счета банка имущества на 67 млн. грн. В обмен на реальные залоги банкиры приняли поддельные документы на несуществующие земельные участки. Несмотря на предложение ZN.UA правоохранительным органам провести проверку обстоятельств гибели Пискуна, проверка не проводилась. Видимо, какие-то очень влиятельные люди в этом не заинтересованы. Это позволяет утверждать, что ключевой свидетель разграбления банка был убит.

 Суда над руководителями «Родовида» до сих пор нет. Показания Пискуна не стали основанием для привлечения к ответственности его боссов. Правоохранительные органы не дали официальной оценки показаниям Пискуна и бесспорным фактам хищения денег в банке. Устраняются свидетели аферы и заметаются следы. Безусловно, пока не будет открытого судебного процесса, пока свое слово не скажет закон, дела «Родовида» будут решаться по понятиям.

Сергей Дядечко срочно выехал из Украины, и даже, по слухам, собирается просить политическое убежище в одной из европейских стран. Говорят, в настоящее время он находится во Франции, в Ницце. Вправе ли Дядечко рассчитывать на статус беженца? На политическое убежище имеет основания рассчитывать человек, который может пострадать за свои убеждения, подвергнут необоснованным преследованиям из-за своей политической позиции. Но у Дядечко никаких политических проблем нет. Он вполне лоялен, сохраняет с властью прекрасные отношения, и эта лояльность здорово помогает ему продвигать бизнес.

 Судя по версиям, которые могут рассматриваться в связи с покушением, политубежище для банкира в Европе исключено.

Версия 1. Дядечко и погибшего Пискуна связывали деловые отношения. И весьма вероятно, что в показаниях Пискуна фамилия Дядечко звучала не раз. Возможно, что те же, кто способствовал починке кондиционера, пытались устранить и основного «схемщика». Учитывая, что деятельность «Родовида» может быть связана с криминальными структурами, в этом нет ничего удивительного. Общеизвестно, что прямое отношение к банку имеют «Юра Енакиевский» и «Иван Иваныч», которые разместили свой «офис» в здании, которое арендует «Родовид» в переулке Рыльского, 4.

Версия 2. У Дядечко могли быть конфликтные отношения с другим учредителем «Родовида» Денисом Горбуненко. Дело в том, что это два человека в банке, которые знали все. Или почти все. И каждый из них может быть источником утечки крайне болезненной информации. У Горбуненко связи, пожалуй, посильнее.

Версия 3. В последнее время в Киеве говорили о возможных претензиях к Дядечко со стороны криминального авторитета Бориса П. Этот господин провел 26 лет в местах лишения свободы.

Версия 4. Дядечко является зампредом банка «Союз», который называют одним из крупнейших центров «обналички» и «конвертации». Среди клиентов этого специфического бизнеса вполне могут быть те люди, кто найдет повод организовать неприятности. Кто и что там только ни «обрабатывалось»! Эти концы тоже могут обрубить…

Версия 5. В условиях кризиса за один 2011 год банк «Союз» увеличил активы до 1,22 млрд. гривен! И космическая скорость увеличения активов «Союза» схожа с такой же космической скоростью раскрутки в свое время «Родовида». Напомним, что по данным следствия, в «Родовиде» активы росли путем операций с залогами сомнительной ликвидности, или даже с полностью фиктивными залогами. Финансовая пирамида, как полагают банкиры, могла искусственно надувать активы по мере роста и рекламной кампании брать все новые и новые кредиты. Хозяева пирамиды зарабатывают не на марже, а на выводе живых денег из оборота. Банк брал кредиты из живых денег, и сам у себя их воровал. Как показывает дело Пискуна, переводил на подставные фирмы, которые взамен предоставляли ничего не стоившие залоги. Проблема финансовой пирамиды одна — ее легко обрушить. Кто-то может подумать, что такой скороспелый банк может лопнуть в любую секунду, — например, когда его учредители вынуждены быстро покинуть страну, и уже не могут найти дешевые кредиты для погашения старых долгов.

Версия 6. А не было ли нападение кровавой инсценировкой? Есть веские основания полагать, что эта версия весьма вероятна. Рассмотрим обстоятельства. Как говорят, зампред правления банка Дядечко всегда ездил с охраной. В тот вечер рядом не было ни машины сопровождения, ни охранника в «мерседесе» самого банкира. Авто остановилось перед грудой камней. Здесь из-за забора выскочили два киллера и открыли огонь. Если посмотреть на место происшествия, становится ясно, что киллеры стреляли по неподвижной машине с четырех-пяти метров. Из автоматов АК-74 было выпущено около 25—30 патронов. Однако при стрельбе в упор все выстрелы были произведены не по водителю и не по пассажиру, а почему-то по двигателю и по пустому переднему сиденью. Не видеть этого киллеры не могли. А стрелять они умели и ситуацию контролировали: как только в тридцати метрах появился случайный свидетель — охранник декоративного салона, — киллеры, не останавливаясь, сделали по нему несколько совершенно точных выстрелов. Случайный свидетель получил тяжелые ранения, его жизнь в опасности. Однако в машине легкое касательное ранение получил только водитель.

 Кому же выгодна инсценировка? Тому, кто не хочет, чтобы Сергей Дядечко попал на допрос в Генпрокуратуру и был вынужден там отвечать на целый ряд неудобных вопросов по аферам «Родовида» и гибели Пискуна.

 Любопытная последовательность. 28 февраля «Родовид Банк» обратился в суд с иском об опровержении фактов, изложенных в статье ZN.UA «Кто ответит за „Родовид“?». 19 марта происходит «покушение» на Дядечко.

 Какой вывод можно сделать? После «отставки наверх» Валерия Хорошковского, «контролировать» дело по «Родовиду», очевидно, решили какие-то другие, еще более «принципиальные» люди. Возможно, из ГПУ. И очевидно, что «отмазаться» здесь будет весьма и весьма, скажем так, накладно. ОЧЕНЬ накладно. К кому первому придут? Дядечко в случае активизации следствия по делу «Родовида» — клиент номер один. Кто-то знает, допустим, что дела будут возбуждены. И вот такая может быть логическая цепочка: в качестве меры защиты опротестовывается статья, ставшая основанием для возбуждения дела и для передачи материалов следствия из СБУ в Генпрокуратуру. Кто-то не хочет, чтобы прокуратура начала работать с показаниями Пискуна. Потому что тогда вызов Дядечко на Резницкую неизбежен, а последствия такого визита непредсказуемы. И вот шаг номер два — отыгрывается спектакль со стрельбой, с кровавым финалом. Но, тем не менее, появляется повод для побега за пределы ставшей опасной родины. Дядечко уехал, и теперь следователям будет крайне нелегко до него добраться. Надо ли говорить, что вернуть обоих финансовых «схемщиков» из Лондона и Ниццы в принудительном порядке Генпрокуратура теперь сможет не иначе как путем экстрадиции. То есть, очевидно, придется возбуждать дело против руководства, вести открытый и гласный процесс. Вероятно ли сие, если у «схемщиков» весьма крутые связи и «крыши» и  один из фигурантов — неприкасаемый Сергей Бубка?

 Организаторы финансовых афер — самые неуязвимые для правосудия люди в Украине. Вернее, они на втором месте после организаторов политических афер. Никто не отвечает за крах банков. Выбрасывают из окна стрелочников, оставляющих следы, назначают виновными зиц-администраторов. В черной дыре финансовой системы закон уже не значит ничего. Цена вопроса — единственная надежная индульгенция.


 Юрий Бутусов «Зеркало недели. Украина» №11, 23 марта 2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий