среда, 21 марта 2012 г.

Методические рекомендации ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕГАТИВУ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ доступны для скачивания и on-line

Доработанные и отредактированные методические рекомендации ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕГАТИВУ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ доступны для скачивания в формате *.pdf и чтения on-line.




Стратегия ведения войны такова: не полагайся на то, что враг не
придет, полагайся на средства, которыми располагаешь, чтобы принять
его. Не полагайся на то, что враг не нападет; полагайся на то, чтобы
наши позиции были неуязвимы для нападения.
Сунь-Цзы, IV век до н. э.




ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕГАТИВУ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
|МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ|





подготовлены:

Агентством конфликтного PR - /PR i Z/
www.pr-z.com.ua  info@pr-z.com.ua +38093 522 8986






  редактор:
  ЗАХАР ЧИСТЯКОВ
  управляющий партнер Агентства конфликтного PR - /PR i Z/
  член правления МОО «Ассоциация экономической безопасности»

  

   автор врезок:
   МАКСИМ ШПАЧЕНКО
   вице-президент Агентства журналистских исследований




партнер:

   ЮРЛИГА
   www.jurliga.ligazakon.ua


                                                                            
при поддержке:


  УКРАИНСКОЕ  АНТИРЕЙДЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

  www.zahvat.net




  интернет-сообщество РЕЙДЕРСТВО В УКРАИНЕ             

  www.antiraiderukr.livejournal.com/3328.html




  НАРОДНЫЙ КОМИТЕТ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

  www.stopotkat.net






АГЕНТСТВО ЖУРНАЛИСТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
www.j-agency.org.ua




------------------------------------

------------------------------------

СКАЧАТЬ В PDF:

www.pr-z.com.ua/sites/default/files/borba_s_negativom_v_informprostranstve.pdf

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН::

www.pr-z.com.ua/borba_s_negativom_v_informprostranstve_online
------------------------------------

------------------------------------



© Чистяков Захар Николаевич
© Агентство конфликтного PR - /PR i Z/

УКРАИНА 2012


------------------------------------


ВВЕДЕНИЕ


Сказано, что тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях.
Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать.
Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении.
Сунь-Цзы, IV век до н. э.



Информационное пространство развивается ускоренными темпами. С каждым годом все сложнее утаить различные события,  процессы, факты из личной и профессиональной жизни. Внимание к объекту или ситуации пропорционально их значимости для общества. Естественно, на это ориентируются СМИ при выборе темы для освещения. И недоброжелатели – политики, конкуренты, рейдеры, которые через СМИ и другие информационные ресурсы ведут борьбу со своими оппонентами.


Противодействие негативу в СМИ и иных информационных площадках ведется как инструментами Конфликтного PR, так и юридическими методами. Также возможно применение наработок Конкурентной разведки.


Предлагаем оценить эффективность каждого из этих подходов, а также рассмотреть пошаговые действия по противодействию негативу.
Сразу оговоримся, мы не будем приводить множества ссылок на статьи законов, поскольку грамотный юрист сам подберет необходимые статьи в каждой конкретной ситуации. Наша задача – найти равновесие в инструментах, чтобы помочь, а не навредить объекту негатива.


Возможно, наши позиции вызовут определенный антагонизм среди пиарщиков, занимающихся традиционным PR. А также юристов, считающих юридические подходы единственно возможными в борьбе с негативом. Предлагаем в таком случае ознакомиться с Замечаниями и Кейсами, где приведены примеры неудачного опыта использования юридических подходов и традиционного PR.


---


Материал максимально приближен к реальности. Ввиду этого опущены многие стандартные PR-подходы и приведены рекомендации, которые могут показаться незаконными или неэтичными. Но это только на первый взгляд. Следует учесть, что работа по традиционной методике не принесет результатов и может только навредить.



------------------------------------




РЕЦЕНЗИИ

Евгений Ющук, Профессор Кафедры мировой экономики Факультета мировой экономики и финансов Уральского государственного Экономического университета УрГЭУ-СИНХ; член Международного общества профессионалов конкурентной разведки SCIP


Серия статей уважаемого Захара Чистякова под общим названием "Методические рекомендации по борьбе с негативом в информационном пространстве" ценна, прежде всего, тем, что это материалы практикующего специалиста.  Концептуально, всё в этих статьях написано верно. Можно, я думаю, обсуждать нюансы, но эти нюансы не меняют основной сути материалов, и будут интересны разве что для конференции практиков информационных войн.
 Захару удалось, на мой взгляд, показать главное: что и юридические, и информационные методы применимы в работе против негатива. Но что при этом у них разная эффективность в разных случаях.
Вполне не редкой является ситуация, когда юристы, формально, выигрывают процессы, но конечный результат для жертвы информационного нападения оказывается катастрофическим. Наверное, это можно сравнить со штурмом захваченного объекта, в ходе которого все террористы пленены, только вот заложники серьезно пострадали или даже погибли.
Проблема в том, что неспециалисту практически невозможно своими силами верно оценить перспективы битвы при ее ведении по тому или иному варианту.
А уж скорректировать планы, исходя из меняющейся обстановки, неспециалист тем более не сможет.
Поэтому, я полагаю, материалы Захара показывают и собственнику компании, и юристам, и штатным пиарщикам, какими могут быть, чаще всего, варианты решения их ситуации. Но конкретный сценарий лучше, все же, составить и "просчитать" вместе со специалистом по информационному противоборству.




Антон Подлюцкий, Первый вице-президент Агентства журналистских исследований


Я очень хорошо помню, как познакомился с Захаром Чистяковым. Это произошло на самой популярной площадке современности – на Facebook. Захар, это беспощадный тролль, настроил против себя практически все киевское мордокнижье медиа-сообщество. Поначалу и я поскрипывал зубами от злости. Но с течением времени, прислушиваясь к здравому смыслу, понял: школа злословия от Чистякова – это хорошая порция полезной правды. Правды, опирающейся на тот самый здравый смысл, сдобренный толикой определенного опыта. В такой правде нет места моральке, она жизненна и потому действенна.
Так же правдива безо всякой моральки и работа Захара Чистякова с наукообразным названием «Методические рекомендации по противодействию негативц в информационном пространстве». Уж назвал бы просто: «Полевая методичка пеарщега».
Читатель не найдет здесь взаимодействия архетипов и когнитивного диссонанса между под- и сверхсознательным индивидуума, погруженного в массы. «Методические рекомендации…» таковыми являются и по названию, и по сути – сухое перечисление наиболее востребованных инструментов информационной партизанщины в наиболее типичных ситуациях. А что многие ситуации весьма типичны – готов подтвердить под присягой.
Работа сугубо полезна. И, если она когда-нибудь выйдет на бумаге, то займет почетное место рядом «Уши машут ослом» и «Невыполненным заказом» - не нарушая традиции, то есть – с автографом автора.



Александр Орфенов, Главный редактор ИА Advisers


Расхожее выражение – интернет развивается невиданными темпами. В минувшем году рекламные бюджеты российского сегмента интернета впервые превысили таковые печатных СМИ, хотя и весьма серьезно уступили  телевидению. В еще большей степени это относится к PR. Хотя ввиду того, что бюджеты PR в значительной степени находятся «в тени», привести точные данные по их распределению между различными сегментами медиа не представляется возможным, специалисты сходятся во мнении, что PR, и в особенности негативно-имиджевый PR, все больше перекочевывает в интернет.
Первыми на эту тенденцию обратили внимание российские специалист в области конкурентной разведки Евгений Ющук и политтехнолог Александр Кузин, написавшие в 2008 году книгу «Противодействие черному PR в интернете». Эта книга стала прорывной в этой области. Однако скорость, с которой развивается интернет, всего за несколько лет сделала эту книгу устаревшей по многим позициям, при том, что базисные ее положения сохраняют актуальность и в наше время. В этой связи представляется весьма своевременным появление данной работы украинского PR-специалиста Захара Чистякова.
Немалая часть работы посвящена принципам взаимодействия в сфере борьбы с негативом в информационном пространстве юристов и специалистов в области PR. Многие вещи в этой связи явно проистекают из большого и, видимо, отчасти драматического опыта автора, являющегося специалистом в области PR, с юристами. В этой части я поддерживаю принципиальную позицию автора о необходимости четкого взаимодействия юристов и PR-специалистов при главенствующей роли PR-специалистов. Поэтому, на мой взгляд, указанная работа весьма полезна как юристам, так и PR-специалистам.
Основное достоинство работы, на мой взгляд, заключается в ее практической полезности – в ней весьма подробно расписаны конкретные возможные случаи, с которыми приходится сталкиваться как юридическим, так и физическим лицам. И что нужно делать в таких случаях. По сути, дан пошаговый алгоритм необходимых действий для различных ситуаций. В этом плане полезность работы трудно переоценить.
Работа автором проведена отличная, и я бы рекомендовал ознакомиться с ней всем, кто имеет отношение к отражению информационных атак. Вместе с тем, я бы хотел остановиться на ряде недостатков, которые, на мой взгляд, присутствуют в работе.
1. Автор лишь вскользь упоминает о полезности методов конкурентной разведки при отражении информационных атак. На мой взгляд, сегодня этого уже недостаточно. На смену сцепке юристов и PR-специалистов приходит триада юристы –PR-специалисты – конкурентные разведчики. По моим наблюдениям, работа именно в такой модели, а именно, в модели координации усилий специалистов этих трех направлениях, сегодня дает наилучшие результаты. Более того, эта тенденция демонстрирует усиление.
2. Автор совершенно правильно, на мой взгляд, утверждает, что «мониторинг информационного поля должен стать постоянным атрибутом жизни любого хотя бы немного публичного человека или компании». Вместе с тем, его рекомендация использовать общедоступные и специализированные поисковики, на мой взгляд, уже не в полной мере отвечает реалиям дня. В сфере мониторинга СМИ я бы выделил систему Integrum, а в сфере мониторинга славяноязычного сегмента web 2.0 – российские системы IQBuzz и YouScan и украинскую систему SemanticForce. Я полагаю, что без использования этих систем мониторинг уже не является достаточно эффективным.



Дмитрий Золотухин, Член Сообщества Практиков Конкурентной Разведки, эксперт Razvedka.in.ua


Один из очень не многих специалистов по Конфликтному PR в Украине, Захар Чистяков, практически полностью отражает собой наименование свое отрасли. Как могли на практике удостовериться все желающие в соцсетях, в первую очередь Захар - "конфликтный", а во-вторую "PR".
 Фактически на протяжении всего времени своей профессиональной деятельности я сталкивался с безграничными возможностями информации по управлению реальным миром. А управление информационным пространством сегодня является определяющим фактором в вопросе достижения успеха, будь то политика или бизнес.
 Методические рекомендации Захара - это действительно практический конструктор, который дает возможность, с помощью имеющегося в распоряжении инструментария, эффективно управлять информпространством.



Александр Кузин, Специалист в сфере информационных противодействий и защиты репутации, политтехнолог. Руководитель проекта "Информационные войны "под ключ" ( www.info-war.ru )


Статьи Захара Чистякова «Методические рекомендации по противодействию негативу в информационном пространстве» является удачным и полезным обобщением практического опыта автора в области информационного противодействия. «Методические рекомендации» охватывают широкий круг проблем, которые могут возникнуть и у представителей бизнес-сферы, и области политики, да и у любой, так или иначе, публичной фигуры. Одной из явных особенностей «информационной эры» является то, что все мы поголовно живем в информационной среде и никто не застрахован от появления негативной информации на любого и каждого.
Но рассмотрение и понимание возможных проблем, которые, как уже было сказано, рассмотрены довольно объемно, это лишь часть дела. Другая часть и, пожалуй, часть основная – это понимание методов борьбы и устранения проблем. Автор рассматривает их довольно подробно, с точки зрения противостояния методами PR и методами юридическими, что существенно расширяет возможности обороняющейся стороны и, при должном опыте, позволяет выбрать путь наиболее эффективный и с меньшими потерями. А это весьма важно, потому как не каждая победа в информационной войне может считаться приемлемой – важно сохранить свое реноме, максимально защитить свое доброе имя.
Думаю, что работа Захара Чистякова будет полезна для специалистов, а вот тех, кто не имеет и не имел отношения к информационному противодействию, мне хотелось бы предостеречь от использования «Методических рекомендаций», как «справочника по самолечению» - это может привести лишь к еще большим проблемам, не исключено, что и фатальным.



Кристина Венгриняк, выпускающий редактор сайта ЮРЛИГА, компания ЛIГА:ЗАКОН


Если проанализировать все три части Методических рекомендаций, то ясно одно – их можно рекомендовать как самим представителям бизнеса, так журналистам и юристам.  Негативная информация в СМИ, а также на иных информационных площадках сегодня является одним из главных инструментов конкурентной борьбы в бизнес среде. Именно поэтому методология противодействия конкретным проявлениям данного явления на сегодняшний день очень актуальна.  Автор, выходя из собственного опыта, подробно описал, как с помощью юридических методов, так и при помощи инструментариев Конфликтного PR бороться с негативной информацией в информпространстве.  Если подводить итог всех трех частей Методических рекомендаций, то вывод можно сделать такой – только взаимная работа пиарщиков и юристов сможет обеспечить эффективное противостояние негативу в информационном пространстве.


------------------------------------


СОДЕРЖАНИЕ

ИСХОДНЫЕ ДАННЫE
РЕЦЕНЗИИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ШАГ: СТАТЬ ПАРАНОИКОМ
    Мониторинг информационного поля
    Анализ ситуации и прогнозирование возможных последствий
    Превентивная зачистка

2 ШАГ: КОМУ ЭТО НУЖНО? +
3 ШАГ: ЧТО ДЕЛАТЬ?
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, СМИ
    Форумы, чаты, блоги, социальные сети, комментарии к статьям
    Сайты о поиске работы
    Доски объявлений, площадки для размещения негатива в сети Интернет
    Сайты, на которых информацию можно разметить самостоятельно или же хранилища информации
    Сайты, размещающие всевозможный компромат – т.н. «сливные бачки»
    Сайты, известные тем, что публикуют заказные материалы и джинсу (в т.ч. и газеты, имеющие сайт-зеркало)
    Сайты, известные своей неподкупностью и информационные агентства (в т.ч. и газеты, имеющие сайт-зеркало)
    Корпоративные сайты, размещающие материалы по своей тематике со ссылкой на первоисточник
    Именные сайты – сайты, созданные от имени политика, общественного деятеля, бизнесмена и т.д.
    Сюжет в ТВ-новостях, радио-новостях
    Околоновостийные сюжеты на ТВ, радио
    Тематические передачи на ТВ, радио

РЕСУРСЫ, КОТОРЫЕ КОМУ-ЛИБО ПРИНАДЛЕЖАТ
СОБЫТИЯ И СИТУАЦИИ
    Открытые письма, разосланные и опубликованные в СМИ
    Пресс-конференции оппонентов
    Билборды, ситилайты
    Плакаты, объявления, граффити
    Забастовки, демонстрации, митинги, пикеты

ЗАМЕЧАНИЯ
    Снимать с сайтов необходимо сразу
    Проследить, как отмывался материал
    Осторожно относиться к интервью и комментариям
    Использовать и технический подход к сайтам
    Положиться на профессионалов
    Анализировать контент на предмет наличия инсайдерской информации и информации, полученной явно специальным путем (шпионаж, подкуп силовых структур и т.д.)
    Получать максимальный эффект от судебного разбирательства
    Использовать схемы работы Конфликтного PR

КЕЙСЫ
    Согласовать с PR-отделом юридические шаги
    Соблюдать все договоренности
    Работать «тихо»
    Не быть закрытым и чрезмерно подозрительным
    Действовать максимально быстро
    Предварительно разобраться
    Дать волю пиарщикам
    Быть вежливым
    Если планируются некорректные действия – не «светиться»
    Отказаться от опровержений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий