пятница, 16 марта 2012 г.

Голый король Харькова

Кто только не пытался пиарить себя-любимого на теме Евро-2012! Девчонки из “ФЕМЕН” размалевали себя пострашнее и устроили полуголую акцию против чемпионата. Экологи объявили Украину эдаким “собачьим освенцимом” и принялись строчить жалобы с требованием отменить Евро. В этом же ряду стоит и человек, которому по статусу и состоянию положено вести себя куда как более солидно.

 Александр Ярославский старательно рекламирует себя как отца-благодетеля Евро-2012 в Харькове. То есть, конечно, чемпионат - это лишь удобный информационный повод для саморекламы. В принципе же для пиара сгодится и мелочь, какой много напичкано в польском фильме “Король Харькова”. Например, демонстративные нарушения правил дорожного движения под прицелом польских видеокамер, о чем “Обозреватель” уже писал.

 Бесспорно, Ярославский действительно вкладывает свои средства в подготовку города к Евро-2012. Было бы нечестно отрицать это. Но при этом стоит помнить, что, как правило, “король Харькова” предпочитает “реинвестировать” от своего имени выделенные ему в распоряжение целевые бюджетные инвестиции. Это, безусловно, выгодно с точки зрения самопиара и прибыльно в финансовом плане. Но вот честно ли это?

 Однако давайте посчитаем, куда именно он вкладывает.

 Начнем со стадиона “Металлист”, который благодаря СМИ (а точнее, благодаря ретранслируемой ими нескромности Александра Владиленовича) считается детищем Ярославского.

 По признанию самого короля Харькова, реконструкция стадиона обошлась в 600 млн грн. Какая же часть инвестиций приходится на долю Ярославского? Ответ можно найти на сайте принадлежащей Ярославскому финансово-промышленной группы “Development Construction Holding”, сокращенно DCH. Там об инвестициях в спортивный комплекс “Металлист” сказано четко: “более 20 млн долларов”.



 Если принять эту цифру на веру (что можно делать только очень условно), то выходит чуть более четверти всего объема стоимости реконструкции стадиона. Львиную же долю обеспечили государственный, областной и городской бюджеты.

 Однако на том же сайте DCH можно найти и куда более интересные цифры. Неподалеку от спорткомплекса “Металлист” в центре Харькова строится еще и спортивно-развлекательный комплекс «Металлист-Сити». “Объект будет включать: офисный центр класса «А», гипермаркет, детский центр, магазины спортивных и других товаров, кинотеатр, боулинг-клуб, заведения общественного питания, паркинг. Комплекс создается к Евро-2012, однако и после завершения футбольного первенства он будет служить цели популяризации здорового образа жизни среди жителей и гостей города”, - сказано на сайте.

 Каким образом гипермаркет, общепит, офисный центр и кинотеатр могут “служить цели популяризации здорового образа жизни”, там не пишут. Зато пишут, что объем инвестиций в этот банальный “уникальный торгово-развлекательный центр” превысил 327 млн долларов. То есть, в 16 раз больше суммы, вложенной Ярославским в стадион, и более чем вчетверо больше, чем общая стоимость реконструкции стадиона.

 Почему же Ярославский вкладывает деньги не в стадион, а в торговый центр? Элементарно: ТЦ приносит ощутимый доход. И магазины, и боулинг-клуб, и общепит, и гипермаркет, и детский центр (о да, это просто насос по выкачиванию денег из посетителей), и, конечно же, офисный центр класса “А” - не сомневайтесь, стоимость аренды там будет такова, что о рентабельности беспокоиться не придется.

 Все это куда выгоднее, прибыльнее и финансово перспективнее, нежели дорогостоящая лужайка для игры в мяч. Ярославский вкладывает деньги в объект, который ему эти деньги с лихвой вернет - сами харьковчане, да и гости города, понесут туда свои денежки.

 Есть еще один объект, которым кичится Ярославский. Как “Металлист” в действительности двоится на стадион и торговый центр, так и международный аэропорт Харьков при внимательном рассмотрении финансовых вложений Ярославского распадается на две неравных части.

 На все том же сайте DCH указан объем инвестиций группы в реконструкцию аэропорта - 205 млн долларов. Помним, никому из нас Ярославский не показывал документов, подтверждающих эту цифру. тем более что сайт аэропрта называет втрое меньшую цифру - 508,8 млн. грн. В СМИ же, со ссылками на того же Ярославского, который, как известно, ни за словом, ни за цифрой в карман не лезет, упоминают 857 млн. грн.

 Но куда идут эти деньги? Они идут на строительство терминала. А что такое современный терминал? Терминал - это, прежде всего, торговый центр с мгазинами, кафешками, ресторанами и прочими объектами торговли. И деньги за это будет получать не кто иной как Ярославский, поскольку имущественный комплекс аэропорта Харьков (весь, за исключением взлетно-посадочной полосы) взят им в аренду на 49 лет.И взят на таких льготных условиях. о каких можно только мечтать. Он освобожден от налога на землю, от перечислений на социально-экономические нужды города. Ему предоставлены льготная ставка аренды существующих помещений аэропорта и дан зеленый свет на оформление всех необходимых документов. Не терминал - кормушка!

 А кто в эту кормушку засыплет корму? Да тот, кто построит взлетно-посадочную полосу и всю чертовски дорогостоящую инфраструктуру аэродрома. Тот, кто сделает возможным прибытие в Харьков большого количества авиапассажиров - клиентов принадлежащего Ярославскому терминала. И делает это государство. За свой бюджетный кошт. Причем этого кошта выделено поболе, чем инвестиций господина Ярославского. Так, сайт аэропорта называет цифру в 727 млн. грн., а СМИ говорят о полутора миллиардах грн государственных инвестиций. Эта последняя цифра, кстати, сопоставима со стоимостью строительства взлетно-посадочных полос в Донецке и Львове. В любом случае, это в полтора-два раза больше, чем инвестиции Ярославского.

 Казалось бы, два вида инвестиций - частные и государственные, вложены в одно хорошее дело... Но при ближайшем рассмотрении очевидна разница. Государство-инвестор несет затраты по развитию спортивной и транспортной инфраструктуры. Ярославский-инвестор вкладывает в развитие собственного бизнеса, то есть - в будущие прибыли. Для него созданы льготные условия. Ему, помимо всего прочего, не мешают, а это в нашей стране уже большая помощь.

 В принципе, ни стадиону, ни аэропорту не интересно, что думает о себе Ярославский и как он себя рекламирует за государственный счет. Мячи по полю хуже кататься не станут, да и самолеты будут летать независимо от существования Ярославского. Дело в другом. В том, что порядочный человек и достойный бизнесмен не станет себя афишировать в стиле нувориша в малиновом пиджаке. Это пахнет девяностыми, а хуже этого запаха разве что ветер с полей аэрации.

 Порядочный человек и достойный бизнесмен не станет, словно мажор, бравировать двумя пистолетами и автомобильной джигитовкой перед иностранной журналисткой. Да и перед отечественной тоже. Он не станет присваивать себе чужие заслуги. Потому что это просто-напросто некорректно.

 Некорректно по отношению к партнерам-инвесторам - государству, области, городу. Некорректно по отношению к футбольному чемпионату, который по сути своей есть дело коллективное. Некорректно по отношению к харьковчанам, которые, ей-богу, не припомнят, когда это они звали Александра Ярославского на царство.

 Примеряя платье короля, Ярославский должен помнить, что оно шито белыми нитками. И каждый надевший его обязан прежде дочитать сказку до конца, чтобы быть готовым к ее классической развязке – общественному  консенсусу в том, что король - голый...

Влад Гилевич, Обозреватель

Комментариев нет:

Отправить комментарий