понедельник, 26 марта 2012 г.

Оперативные сводки : След оборотня. Часть первая

.Ринат Леонидович Ахметов – ярчайший представитель «донов». И, пожалуй, самый загадочный. В его биографии множество «белых пятен». Собственно, никто точно не может объяснить, чем он занимался на протяжении более десяти лет – с середины 80-х годов прошлого столетия по 1995 год, когда в результате теракта погиб «крестный отец» нашего героя – Ахать Хафизович Брагин, известный многим читателям также по прозвищу Алик Грек.



Официальных данных о том, чем на самом деле занимался Ринат Леонидович до 1995 года, до того, как начал вживаться в образ крупного промышленника и финансиста, попросту не существует. Информацию о бурной молодости нашего героя строго бдят высокооплачиваемые имиджмейкеры и ушлые юристы. Отстаивая тайну юности Ахметова, его правоведы доходили с иском о запрете публикаций о молодости «дона» до лондонского суда. Хотя, спрашивается, зачем? Ведь все когда-то были молодыми, делали глупости, хулиганили, попадали в нелепые переделки. Создается впечатление, что Ринат Леонидович комплексует перед своим прошлым, или даже боится его. Но если проанализировать те немногие данные о жизни Ахметова в 1980-90-х, обрывки которых сохранились, можно понять природу этого страха.

Остается тайной за семью печатями происхождение стартового капитала Рината Леонидовича. Немногие очерки о жизни этого замечательного человека, явно написанные по заказу окружения Ахметова, сию щепетильную тему обходят. Сам же бизнесмен рассказывает о первом миллионе крайне туманно. «Это было в начале 1990-х годов,  был там какой-то бизнес, - рассказывал Ахметов в одном из интервью. - У меня это получилось случайно. Совсем не планируя получить суперприбыль, мы купили предприятие, но не знали, что с ним делать. Продать его мы не смогли, но в стране произошла инфляция, и в результате мы продали это предприятие за совсем другие деньги». Согласитесь, звучит неубедительно.

Впрочем, не является тайной то, что дорогу в большой бизнес Ринату Ахметову открыл упомянутый выше Ахать Брагин, «крестный отец» не только мецената Ахметова, но и организованной преступности Донбасса.

Впервые в Донецкой области заговорили об организованной преступности в 1986-87 гг., когда за совершение убийств и разбойных нападений были задержаны члены преступной группировки, возглавляемой сотрудником милиции Коноваловым В. А.

(«История становления особо опасных ОПГ на территории Донецкой области», справка ГУБОП МВД Украины)

Валерий Коновалов – один из первых «оборотней в погонах», пожалуй, не только в Украине, но и во всем бывшем Советском Союзе. Ирония судьбы: будучи милиционером, он бросил вызов организованной преступности Донбасса. В середине 1980-х Коновалов лично принимал участие в разработке рэкетирских банд, терроризирующих зарождающийся бизнес. Но, увы, быстро сломался, придя к выводу, что стоять по ту сторону закона – гораздо прибыльней. Причем, толкнул его на преступную стезю один из «подопечных» Коновалова – некто Титаевский, известный ветеранам донецкого уголовного розыска по кличке Михалыч. «Коновалов пытался оперативными методами привлечь старого уголовника Титаевского, а получилось наоборот», - вспоминает бывший сотрудник милиции (по его просьбе я не упоминаю имя и звание).

Мой собеседник рассказал, что криминальный «авторитет» Титаевский был причастен к группировке братьев Толстопятовых или, как их окрестили в народе, «банде фантомасов». Эта бандгруппировка орудовала в Ростове еще тогда, когда главный герой этой главы пешком ходил под стол - с 1968 по 1973 год. Так как бизнеса в его современно понимании в то время и в помине не было, Толстопятовы промышляли налетами на сберкассы и инкассаторов. Несмотря на то, что нападения банды день ото дня становились все более дерзкими, выйти на их след правоохранителям удалось лишь спустя пять лет непрерывной охоты. В 1974 году активные участники группировки были приговорены к расстрелу. Приговор исполнен.

На Донбассе участник ростовских событий Титаевский объявился в 1980-х, осел в Горловке. Тогда же начинается кровавая история банды Коновалова. Жертвами «отморозков» ставали «цеховики», кооперативы, руководители торговых предприятий. Последние, как правило, не гнушались часть дефицитного товара пустить «налево», а выручку ложить себе в карман. О таких проделках первыми часто узнавали не сотрудники ОБХСС (отдел борьбы с хищением советской собственности), а бандиты. В некоторых источниках утверждается, что на будущих жертв боевиков Коновалова «наводил» именно Михалыч. Однако стоит учитывать старые связи вожака налетчиков в правоохранительных органах. То есть, не исключено, что на богатых «буратин» его выводили бывшие коллеги по борьбе с преступностью.

Обычно бандиты Коновалова действовали по одной схеме. Один или двое налетчиков, для пущей убедительности переодетые в форму милиционеров, стучались в дом жертвы и представлялись правоохранителями. Когда им открывали, в жилище вваливалась вся ватага. Хозяина связывали и начинали выспрашивать, где он прячет деньги. Чтобы развязать язык применяли нехитрые, но действенные пытки: избивали, резали ножом, топили в ванне. Немудрено, что не всегда жертва доживала до момента, когда у нее созревало решение расстаться с накопленным непосильным трудом. Тогда «отморозки» принимались за ее домочадцев. Добыча за один налет составляла до 50 000 советских рублей. В период с 1986 по 1988 год банда «оборотня» совершила полтора десятка разбойных нападений и несколько убийств. К 1989 году милиции таки удалось полностью разгромить эту группировку. В этом же году суд приговорил Валерия Коновалова к высшей мере наказания. Бывшего милиционера расстреляли в 1991-м. Однако не все участники тех кровавых событий двадцатилетней давности понесли наказание.

«В одном из последних эпизодов по делу банды Коновалова директора фирмы «Искра» пытали так, что повредили ему легкое, - вспоминает «опер»-пенсионер, в восьмидесятых бравший участие в охоте на «оборотня» в погонах. – Но самое примечательное – его еще живым бросили в наполненную водой ванную, где он захлебнулся. У нас еще с 1986-го оставалось нераскрытым похожее преступление в Горловке. В том случае бандиты тоже утопили свою жертву, директора кожно-пушной базы, в ванной. Мы начали «колоть» задержанных членов банды Коновалова на причастность к этому преступлению».


Юрченко Леонида Семеновича, 1945 г. р., уроженца и жителя г. Донецка, обвиняемого по ст. 15-224 УК РСФСР


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ


По существу заданных вопросов могу пояснить следующее. 24 декабря 1986 года примерно в 11 часов утра я, Юрченко Леонид Семенович, Ахметов Игорь по кличке «Рашид», Ахметов Ринат (оба родных брата, проживают в г. Донецке на поселке Октябрьском), Новиков Василий Васильевич (проживает в г. Донецке на поселке Азотном), Аистов Якуб (проживает в г. Макеевке) на автомобиле, принадлежащем мне, ВАЗ 2106 №А 72-29 ДО выехали в г. Горловку, чтобы совершить разбойное нападение на пожилых супругов, проживающих в собственном доме. Пожилой мужчина работал заведующим базы пушнины и кожи. Братьям Ахметовым Игорю и Ринату, Аистову и Якубу предложил участвовать в разбое Новиков Вася. Ахметов Игорь на разбое был одет в плащ кожаный черного цвета и шапку из норки коричневого цвета, Ахметов Ринат был одет в куртку кожаную темного цвета и норковую шапку черного цвета, Аистов Якуб был одет в искусственную шубу темного цвета и ондатровую шапку. Новиков Вася, перед тем, как одеться в милицейскую форму, был одет в плащ черный кожаный и ондатровую шапку…

Право же, пути Господни неисповедимы.

(продолжение следует)

А.Лузер

"УкрВласть"

Комментариев нет:

Отправить комментарий