вторник, 14 февраля 2012 г.

Методические рекомендации по борьбе с негативом в информационном пространстве. Часть 2

.Захар Чистяков,
Управляющий партнер Агентства конфликтного PR - /PR i Z/

В первой части методических рекомендаций мы обсуждали, варианты борьбы с негативом в СМИ и иных информационных площадках,  как с помощью юридических методов, так и при помощи инструментариев Конфликтного PR. Продолжим эту тему в данном материале, а также расскажем, как бороться с негативной информацией на телевидении, пресс-конференциях и забастовках.

Корпоративные сайты, размещающие материалы по своей тематике со ссылкой на первоисточник. Обычно информация на таких сайтах является результатом мониторинга информационной среды. Однако нередки случаи, когда именно ссылки по проектам, интересующим собственников корпоративного сайта, размещается там наиболее часто, а информация с противоположным мнением игнорируется.

Формат негатива. Зависит от первоисточника, с которого был скопирован материал.

Возможные источники. Зависит от тематики корпоративного сайта.

Как бороться?

PR-методами. Для начала следует определить, может ли скопированный материал иметь отношение к собственникам данного корпоративного сайта. Проверить подозрения прямым общением. В случае если материал был размещен случайно – через вежливое (!) общение попытаться снять материал. Если не удается – получить гарантию, что если будет снято с первоисточника – будет снято и у них. Однако следует учесть, что данное общение может выйти за пределы тет-а-тет и заинтересовать ваших возможных оппонентов. Также не следует пренебрегать слухами – если PR-специалист имеет достаточно знакомых в данной сфере, то можно опросить их на предмет того, имеет ли данная компания отношение к распространению негатива. Эту же информацию можно получить, грамотно подойдя к вопросу снятия материалов с первоисточников.

Юридическими методами. Согласно украинского законодательства, при наличии ссылки на первоисточник – ответственность несет первоисточник. Попытки «запугать» всевозможными ссылками на законы «о распространении» в 80% случаях будут иметь обратный эффект: собственники корпоративного сайта растиражируют информацию о давлении и, при наличии необходимых связей, распространят негатив. В данном случае подходить к решению вопросов юридическими методами нецелесообразно при отсутствии документальных и фактических подтверждений отношения кампании-собственника сайта к распространению негатива.

Именные сайты – сайт, созданный от имени политика, общественного деятеля и т.д. Подобные сайты нередко похожи на корпоративные. Однако к новостным лентам добавляются и прямые обращения от имени собственника именного сайта.

Формат негатива. Негатив может содержаться как в новостной ленте (со ссылкой на первоисточник), так и в обращении собственника.

Выявление источника. В новостную ленту в большинстве случаев негатив попадает случайно. А вот содержание негатива в обращении в большинстве случаев свидетельствует о заинтересованности собственника сайта.

Как бороться?

PR-методамию. Обратиться к собственнику сайта или его администратору с вопросом о происхождения негатива и просьбой о снятии. Следует учесть, что собственники и администраторы подобных сайтов мало знакомы с коммерческой схемой, и при должной мотивации согласятся удалить негатив безвозмездно. Однако если собственник заинтересован в распространении негатива – ответом будет категорическое «нет». В данной ситуации следует подумать об организации информационной контратаки. Если же это было простое копирование, следует поинтересоваться, будет ли удален материал после удаления на первоисточнике и возможно ли его удаление до снятия с исходника.

Юридическими методами. Если не известно, заинтересован ли собственник сайта в распространении негатива, на первом этапе следует предоставить возможность разрешить ситуацию PR-отделу. В случае неудачи – поддержать обращение PR-отдела с просьбой снять материал, подкрепив его ссылками на соответствующие статьи. Если же негатив не будет удален ни при каких условиях – подать иск в суд (предварительно получив доказательства того, что сайт принадлежит именно этому физлицу – справки о домене).

Сюжет в ТВ-новостях, радио. Обычно являются квинтэссенцией того, что произошло за день/неделю. Контент контролируется очень жестко. При этом практически каждый выпуск новостей содержит один-два малозначительных материала в формате журналистского расследования.  Следует учесть, что все отечественные телеканалы принадлежат определенным бизнес-группам и редакция никогда не пойдет на распространение информации, которая будет противоречить собственнику, а наоборот – максимально акцентирует внимание на интересных ему темах.

Возможные источники негатива. Если негатив был событийным, растиражирован другими СМИ, актуален в масштабах страны и выходит в формате новости – вполне возможно, что ТВ подхватило его самостоятельно. Если же негативно отображается незначительная ситуация и материал содержит оценочные суждения – новость была «продвинута» оппонентом.

Как бороться?

PR-методы. Если новость уже вышла и канал принадлежит оппонентам, то, возможно, следует организовать информационную контратаку (на канал в том числе).

До выхода новости: на событиях, которые могут быть освещены СМИ (пресс-конференция, рейдерский захват предприятия и т.д.) следует тщательно отслеживать присутствующие СМИ и уточнять, что именно их заинтересовало в событии. Сразу оговоримся – если ситуация «жесткая», к примеру, силовой захват предприятия, в 99% случаев на захвате будут присутствовать каналы, с которыми оппоненты уже успели договориться (если они не были приглашены лично вами). Для предотвращения выхода негативной информации следует быстро подготовить обращения к собственникам каналов, редакциям, службе новостей, с описанием ситуации просьбой «объективно» (с вашей точки зрения) осветить событие. При отсутствии прямых контактов с руководством телеканала или собственником – подключить специализированное PR-агентство.

Юридические методы. До выхода новости распространить среди журналистов и служб новостей юридическую справку по ситуации, приложив к ней информацию о том, какие могут быть последствия для телеканала и журналиста в случае, если он будет необъективен (распространять на пресс-конференции, при любом событии). Однако следует учесть, что журналисты достаточно трепетно относятся к своему статусу и, если даже не были ангажированы оппонентом, могут пойти на принцип и подготовить негативный материал. Поэтому такие документы эффективны при уверенности в том, что журналист стоит на стороне оппонента.

После выхода новости: подача соответствующих исков в суд. Однако не с требованием опровержения, а с запретом впредь освещать данную тему, и предоставить эфирного времени для раскрытия своей позиции.

Около новостные сюжеты на ТВ, радио. После блоков теленовостей на ряде каналов нередко выходят сюжеты, которые воспринимаются аудиторией как продолжение передачи, однако таковыми не являются. Это эфирное время разово или на постоянной основе выкупается различными студиями, и руководство канала не имеет отношения к содержанию.

Формат негатива. Новостной сюжет, аналитика, прямая речь.

Источники. Наличие негатива в таком сюжете в 99,9% случаев простимулировано оппонентом. Случайное упоминание объекта негатива практически исключено.

Как бороться?

PR-методы. Для предотвращения выхода передачи, следует подготовить обращения к собственникам каналов, редакции, с описанием ситуации и информацией о том, что готовится явно заказной сюжет. Наиболее эффективным в данном случае будет обращение к собственнику, поскольку руководство канала уже дало молчаливое согласие на выход передачи. При отсутствии прямых контактов с руководством телеканала или собственником – подключить специализированное PR-агентство.

Юридические методы. До выхода передачи подключить юридические инструменты практически невозможно. После выхода – та же схема, как и с новостями: подача соответствующих исков в суд. Но не с требованием опровержения, а с запретом впредь освещать данную тему и предоставления эфирного времени для раскрытия своей позиции.

Тематические передачи на ТВ, радио. Схема работы – та же, что и с предыдущим пунктом – около новостными сюжетами на ТВ, радио.

По информационным носителям следует вывести в отдельный блок Ресурсы, которые кому-либо принадлежат.

Известно, что независимых СМИ в стране практически нет. Поэтому при определении источника негатива необходимо разобраться,  под патронатом кого находится ресурс. Если негатив выходит на постоянной основе, возможны 2 варианта: собственник СМИ лично заинтересован в распространении негатива; СМИ зарабатывает деньги, размещая информацию оппонента не сообщая об этом собственнику. В последнем случае следует обратиться к собственнику с информацией о происходящем и просьбой остановить негатив. Это может сделать как объект негатива, так и PR-службы. В том числе и открытым письмом.

Если же собственник является инициатором негатива – организовать контратаку. Также можно применить ряд технических мер, многие из которых сложно назвать законными. К примеру, попытаться перерегистрировать домен на себя, организовать DDoS-атаку, создать массу зеркал сайта, заспамить и т.д.

СОБЫТИЯ И СИТУАЦИИ

Открытые письма, разосланные и опубликованные в СМИ. Оппоненты нередко прибегают к рассылке открытых писем в СМИ. Этим преследуются следующие цели:

1) привлечь внимание СМИ к проблеме;

2) получить ряд бесплатных размещений открытого письма (редко удается – зависит от значимости ситуации);

3) обезопасить СМИ, которое будет размещать заказной материал, от юридического преследования;

4) заставить объект негатива тратить время и финансы на зачистку информационного поля (если письмо разместят сайты, зарабатывающие на размещении/снятии материалов).

Как бороться?

PR-методами. Предотвратить рассылку открытых писем невозможно. Остается заняться максимальной зачисткой информационного пространства от открытых писем оппонентов, а также предотвращением публикации очередных открытых писем.

Если СМИ опубликовало письмо, следует выяснить, по собственной ли инициативе это сделало, и с какой целью. Для этого необходимо подготовить свое видение ситуации с опровержением фактов, указанных в открытом письме, и предоставить их СМИ с просьбой удалить открытое письмо. Нередко в ответ поступит предложение подготовить опровержение. Это может повлечь за собой только тиражирование негатива, поскольку опровержение привлечет дополнительное внимание к проблеме. Однако такой формат возможен.

По нашему мнению, следует выяснить, на каких условиях СМИ готово полностью удалить материал.

Если СМИ отказывается сотрудничать – подключать юридические инструменты. Однако  делать это так, чтобы журналистское сообщество не начало поддерживать СМИ и по собственной инициативе распространять негатив.

Юридическими методами. Для начала предоставить возможность разобраться в ситуации пиарщиком. Это предотвратит излишнее внимание к проблеме. К обращениям PR-отдела можно приложить справку с описанием последствий, которые может повлечь распространение недостоверной информации. В случае если стало известно, что открытое письмо было опубликовано для поддержки оппонентов – идеальным вариантом было бы получение точного подтверждения авторства письма (подтверждение того, что письмо рассылал именно оппонент). В дальнейшем – подача иска в суд против автора письма. Третей стороной должны являться СМИ, опубликовавшие письмо. Из требований – удаление материала (если речь идет об электронном СМИ) и запрет публиковать какую-либо информацию по теме. В других СМИ следует требовать предоставление такого же объема времени/места для освещения своей позиции.

Пресс-конференции оппонентов. Отличный информационный повод. Цели – привлечение внимания к проблеме, подготовка распространения негатива (спикер будет нести ответственность за опубликованную СМИ информацию).

Как бороться?

PR-методами. Пресс-конференция оппонента может быть обращена против него и принести необходимый положительный эффект. Возможные акции: присутствие дружественных журналистов, которые будут задавать компрометирующие вопросы (если свободная аккредитация); забастовка под зданием пресс-центра; раздача справок по конфликту на пресс-конференции; различные провокации; подготовка необходимых сюжетов с использованием материалов пресс-конференции.

Юридическими методами. Существует мнение, что возможно предотвратить проведение пресс-конференции определением суда, однако мы с таким не сталкивались. Но этот вариант не следует исключать. Во время проведения пресс-конференция можно предложить журналистам справку о том, какую ответственность они могут понести за распространение недостоверной информации. Записи с пресс-конференции рационально использовать в качестве основы для подачи исков о защите чести, достоинства и деловой репутации, распространению заведомо ложной информации и т.д.

Биллборды, ситилайты. Наружная реклама в последнее время стала все чаще использоваться в информационных войнах. Однако оценить ее эффективность сложно, если она не является элементом глобальной информационной атаки.

Как бороться?

PR-методами. Попытки бороться с подобным негативом требуют креативного мышления в каждом конкретном случае или же выходят за рамки закона – давление на операторов, разместивших негатив (напрямую, через горадминистрацию), уничтожение носителей и т.д.

Юридическими методами. Подача обоснованной претензии к собственникам носителей в отдел городской администрации, отвечающей за наружную рекламу, с требованием удалить негатив.

Забастовки, демонстрации. Проводятся для привлечения внимания государственных органов и общественности. Являются информационным поводом для СМИ.

Возможные источники негатива. В данном случае все зависит от ситуации, которая сопровождается подобными событиями. Оценив ее, можно определить, является ли мероприятие спонтанным или спровоцированным. Однако следует учесть, что без наличия лидера любая ситуация не может быть  эскалирована до забастовки или демонстрации.

Как бороться?

PR-методы. Предотвратить спланированное и инсценированное мероприятие сложно. Однако его также можно повернуть в свою пользу. Варианты: внедрение в группу забастовщиков «своих людей» с нужными лозунгами и транспарантами; организация более значительного по количеству и информационной поддержке митинга напротив оппонентов; распространение негативных сюжетов в СМИ; фиксация получения денег забастовщиками (инсценировать факт) и т.д.

Если же мероприятия возникло объективно и имеет под собой все основания – работать с лидерами.

Юридические методы. Возможно обращение в горадминистрацию с требованием запретить забастовку, демонстрацию, однако подобное требование весьма сложно юридически мотивировать. Также, при выявлении организаторов митинга (на основании обращение в горадминистрацию о проведении мероприятия или других документальных подтверждениях) – подача иска о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.

ЮРЛИГА

Комментариев нет:

Отправить комментарий