.Информационное пространство развивается ускоренными темпами. С каждым годом все сложнее утаить многие факты из личной и профессиональной жизни. Внимание к объекту пропорционально значимости для общественной жизни. Естественно, на это ориентируются СМИ при выборе темы, которую следует освещать. И недоброжелатели, которые через СМИ и другие информационные ресурсы ведут борьбу со своими оппонентами – политики, конкуренты, рейдеры…
Борьба с негативом в СМИ и иных информационных площадках ведется как юридическими методами, так и инструментарием Конфликтного PR. Также возможно применение наработок Конкурентной разведки. Предлагаем оценить эффективность каждого из методов, а также пошаговые действия в случае появления негатива.
Сразу оговоримся, мы не будем приводить никаких ссылок на статьи кодексов – грамотный юрист сам найдет необходимые статьи к каждой конкретной ситуации. Наша задача – найти равновесие в инструментах, чтобы помочь, а не навредить клиенту – объекту негатива.
Материал максимально приближен к реальности. Ввиду этого опущены многие традиционные PR-подходы и приведены рекомендации, которые могут показаться незаконными или неэтичными. Но это только на первый взгляд. Следует учесть, что отказ от них не принесет результатов.
1 Шаг – Стать параноиком
Мониторинг информационного поля должен стать постоянным атрибутом жизни любого хотя бы немного публичного человека или компании. Желательно делать это не реже одного раза в неделю. Для мониторинга Интернет-пространства можно использовать как специализированные программы (к примеру - SiteSputnik) так и простые поисковики – Google, Yandex и т .д. В этих системах есть возможность отфильтровать страницы за определенный период и распределить по дате. Поисковыми словами могут быть фамилия и имя, то или иное действие человека или компании, возможно – продукция, торговые марки и название компании или структуры, к которой относится человек. Также необходимо анализировать блоги и форумы и все отраслевые сайты, к специализации которых относится объект мониторинга. Не меньшее внимание оказывается отраслевым бумажным СМИ и телепередачам, которые не отзеркаливают содержания в сети интернет (с каждым годом их становится все меньше). Это специализация пиарщиков.
Анализ ситуации и прогнозирование возможных последствий. То или иное действие человека или организации влечет за собой цепочку событий. Выступление с публичным заявлением, заключение контрактов, увольнение работников, судебные разбирательства и т.д. – все они должны анализироваться на предмет влияния на информационное поле. Судебное разбирательство в большинстве случаев может рассматриваться с точки зрения Судебного PR (подробнее об этом: Судебный PR – современное оружие информационных войн Часть 1 и Часть 2)
Превентивная зачистка. При выходе человека или компании на какой-либо более высокий уровень (новая должность, продукция и т.д.) следует провести «зачистку» информационного поля от любого негатива, который может привлечь внимание новых оппонентов. Подробней об этом в Шаге 3.
2 Шаг – Кому это нужно?
+ 3 Шаг – Что делать?
При выявлении негатива необходимо определить его источник и причину появления. Предлагаем рассмотреть основные принципы, на основании применения которых можно получить эту информацию. Разобьем их в соответствии с информационными носителями, где обнаружен негатив. Дополнив каждый из вариантов Шагом 3 – Что делать?
Информационные ресурсы, СМИ:
Форумы, чаты, блоги, социальные сети, комментарии к статьям. Заполняются одним пользователем в свободном стиле (если не являются Сообществами в социальных сетях).
Формат негатива. Упоминания личности, продукции, услуг, цитат, действий, фотографий, ссылок на другой источник негатива.
Возможные источники (95% случаев). Потребители товаров и услуг объекта (в политике – любой гражданин, интересующийся политикой и высказывающий свои мысли), коллеги, партнеры, контрагенты, работники и бывшие работники, сторонние наблюдатели.
Возможные источники (до 5% случаев). Санкционированное тиражирование негатива.
Способы выявления санкционированного негатива. 1) блоги, социальные сети созданы недавно и публикуют, в основном или исключительно, только негатив об объекте; 2) формат публикаций идентичен по стилистике и фактажу. Нередко – одна и та же фраза используется во всех комментариях.
Замечания. Чем публичней объект, тем больше «фонового негатива» может содержать носитель. В таком случае необходимо начинать работу «сверху» - исключив негатив из образа объекта.
Также подобные носители могут быть стартовой площадкой для реализации массированной информационной атаки – подготовка материалов в СМИ со ссылкой на блоги, форумы и т.д.
Как бороться?
PR-методы. Если автор не является на 100% оппонентом – в процессе переписки и при грамотном подходе можно договориться о снятии материала. Также необходимо уточнить у автора, чем вызвана такое мнение (дает возможность понять, насколько автор владеет темой). Если первый шаг не удается – установить контакт с собственниками сайтов, договориться об удалении и дальнейшем блокирования негатива (нередко требует финансирования). Возможно – публикация массы положительных комментариев, публикация информации о том, что с одного и того же ip адреса под разными никами идет негатив, размещение информации о заказчике негатива с достаточным фактажом, организация жалоб группы пользователей на автора негатива или публикацию (в некоторых сетях администрация автоматически удаляет материал, на который поступают жалобы).
Методы конкурентной разведки. Через ник пользователя, разместившего материал (возможно через открытый ip), а также через материалы, уже размещенными этим пользователем – установить его личность и с другими службами разработать способы нейтрализации негатива.
Юридические методы. Изучение пользовательского соглашения сайтов и обращение к собственникам сайта с уведомлением о том, что такие публикации нарушают пользовательское соглашение. При выявлении ip-адресов – обращение в силовые структуры с соответствующим заявлением.
Если разместивший не был ангажирован, но против него сразу начнут действовать юридическими методами или же пиарщики выберут неграмотную линию поведения – он может обратиться к интернет-сообществу с просьбой поддержать его в «борьбе» против объекта, а также дать информацию, что объекту в любом случай придется снимать информацию за деньги – и ее продублируют сайты, зарабатывающие на снятии материалов.
Сайты о поиске работы. Предприятия нередко публикуют информацию об имеющихся вакансиях в Интернете. На сайтах о работе нередко содержится рубрика «Отзывы», которую может заполнять комментариями любой желающий.
Формат негатива. Сообщения о невыносимых условиях работы, задержке или невыдаче зарплаты, качестве продукции или услуг, «самодурстве» руководства.
Возможные источники (80%). Реальные или бывшие работники предприятия, а также не прошедшие собеседование или стажировку в компании.
Возможные источники (20%). Оппоненты компании (определяется по частоте размещения негатива, его формату и наличию фактажа).
Как бороться?
Превентивные PR- и юридические методы. Координация работы отдела кадров – разработка договора о нераспространении информации для проходящих собеседование, работников предприятия (ответственность за распространение инсайдерской информации и т.д.), соответствующее юридическое и моральное сопровождение увольняющихся работников, внутренний PR.
PR-методы. Обращение к собственникам сайтов с просьбой о снятии негатива и его блокирования (возможно дополнительное финансирование). Мотивированное обращение к собственникам сайтов с информацией об информационной атаке, которая сопровождается публикацией комментариев на их сайтах. Публикация массы положительных отзывов (в разных стилях и без излишних эмоций). Выяснение ip-адресов с которых размещался негатив (эту информацию можно передать службе безопасности). Возможно, размещение информации о заказчике.
Юридические методы. Официальное обращение к собственникам сайтов с просьбой (а не требованием!) удалить негативные отзывы о компании. С обязательными фактами и причинами, а также отсылкой на определенные статьи Кодексов. Можно также сообщить, что ведется информационная атака на компанию и порекомендовать не становиться соучастником.
Доски размещения негатива. Всевозможные сайты (к примеру - http://kidala.com/, http://ua-kidalova.net/), на которых любой желающий может оставить соответствующее сообщение.
Формат негатива. Любая информация в отношении личности, бизнеса, позиций личности, товарах, услугах и т.д. В случае модерации – требуются факты.
Возможные источники (95%). Потребители товаров и услуг, коллеги, партнеры, контрагенты, работники и бывшие работники.
Возможные источники (5%). Оппоненты. Определяется по охвату сайтов и содержанию сообщений. Также подобные публикации могут сопровождать массированную информационную атаку.
Как бороться?
PR-методы. Редко удается использовать «цивилизованные» методы, поскольку практически все подобные ресурсы создаются исключительно для заработка на снятии информации. Поэтому приходится прибегать к платным «услугам». Возможно – если негатив плохо проиндексирован в поисковых системах - заполнить информационное пространство основными поисковыми словосочетаниями, но с положительной информацией, и провести работу по индексации таких сообщений. Также возможно организовать DDoS-атаку (по бюджету – значительно дороже, чем снять материал за деньги и заблокировать появление подобных материалов), однако это средство временное и актуально исключительно для определенного временного периода, когда нужно скрыть информацию на определенный промежуток времени.
Юридические методы. Выяснить, кому принадлежит домен и хостинг сайта (нередко в подобных случаях – практически невозможно) и подготовить соответствующий иск (если домен и хостинг украинские). Однако возможность получения положительного решения суда сомнительна, если не прибегать к дополнительной «мотивации» судьи. Эту ситуацию также возможно проработать через силовиков.
Замечания. В любом случае юридические подходы к решению этой проблемы более затратные и растянуты во времени. Применяя их, можно настроить против себя собственников сайтов – они начнут самостоятельно тиражировать негативную информацию где только возможно и привлекут коллег и партнеров к размещению негативных материалов.
Сайты, на которых информацию можно разместить самостоятельно или же хранилища информации. Существует ряд сайтов, на которых информацию можно размещать самостоятельно. Работают в формате свободной журналистики, публикации пресс-релизов, хранилища файлов с открытым доступом к тексту, видео, аудио, изображениям и файлам. Многие из них созданы как крупные сервисы. К примеру - http://www.youtube.com).
Формат негатива. Различен – от замечаний и полноценных статей, до документов, фотографий и видеоматериалов.
Определение источников. Ввиду определенной сложности размещения материалов на подобных сайтах (регистрации и т.д.), в 90% случаем негатив размещается целенаправленно.
Как бороться?
PR-методы. Если сайты однозначно выглядят как ресурс для зарабатывании денег на снятии – сразу же связаться с собственниками и выяснить «цену вопроса». Также можно предварительно опросить знакомых, специализирующихся на зачистке Интернета, на предмет наличия связей с собственниками сайтов – тогда «цена вопроса» будет значительно ниже и отсутствует риск не найти общий язык с собственниками. Если же сайт является крупным сервисом – предоставить разрешение вопроса юристам.
Методы конкурентной разведки. Через ник пользователя, разместившего материал (возможно, через открытый ip), а также через материалы, уже размещенные этим пользователем – установить его личность и с другими службами разработать способы нейтрализации негатива.
Юридические методы. Прежде всего, согласовать свои действия с PR-отделом. Если есть гарантия того, что сайт является открытой цивилизованной площадкой - изучить пользовательское соглашение и обратиться к собственникам с уведомлением о том, что такие публикации нарушают пользовательское соглашение. При выявлении ip-адресов – обращение в силовые структуры с соответствующим заявлением.
Замечания. Размещение негатива на таких сайтах чаще всего говорит о следующем: а) оппоненты стараются максимально растиражировать информацию; б) оппоненты не имеют достаточно средств и интеллектуальных ресурсов для ведения полноценной информационной войны (если информация не была продублирована на других ресурсах новостного характера); в) информация на этих сайтах будет использоваться для размещения на других ресурсах.
Сайты, размещающие всевозможный компромат – т.н. «сливные бачки». Существует ряд сайтов, и с каждым годом их появляется все больше, которые специализируются на размещении заказных и «чернушных» материалов – компромата, документов полученных незаконным путем, материалов оскорбляющих личность. Они существуют исключительно за счет размещения/снятия таких материалов. Некоторые из них по посещаемости и индексированию гораздо выше TOP-30 Украины. Обычно зарегистрированы на хостинге, недоступном для определения собственника, домен оформлен на подставных людей. Новостная лента изобилует рерайтинговыми материалами, 90% из которых – собственное творчество и попытка поднять себя в рейтинге поисковых систем.
Формат негатива. Любой.
Возможные источники. В зависимости от актуальности темы или от персоны. Нередко – простой копипаст. Заказной материал со ссылкой на другой источник в 90% случаев публикуется за деньги. Также это может быть собственный материал, рассчитанный на то, что упомянутые в нем лица, компании, факты заставят объект заплатить за снятие. Заказные материалы, когда сайт является первоисточником, составляют примерно 80%. Это касается больших развернутых статей. В новостной ленте – в зависимости от наличия ссылки на первоисточник: обычно заказной материал ставится без ссылки и просто переписывается уже вышедший.
Как бороться?
PR-методами. В случае если сайт являлся первоисточником – определить, был ли оплачен материал оппонентом, или же это «личное творчество» редакции сайта. Обычно данная информация выясняется исходя из того, какую сумму запросит собственник сайта за снятие материала. Однако предварительно следует обратиться к собственнику сайта с просьбой удалить материал, логически обосновав свою просьбу. При отказе уточнить стоимость снятия.
Замечание. Обычно собственники таких сайтов общаются исключительно с определенным кругом людей для разрешения вопроса снятия/размещения материалов. Возможно – просьбы о снятии материалов даже за деньги не будут услышаны, и придется искать тех, кто сможет разрешить данный вопрос.
Юридическими методами. Как было сказано во вступлении к этому блоку – размещение негатива является бизнесом для таких сайтов. Нам известен только один случай, когда редактор подобного сайта выступал ответчиком в суде. Однако результатом стало то, что количество негативных материалов на его сайте и на сайте партнеров только увеличилось.
Сайты известные тем, что публикуют заказные материалы и «джинсу» (в т.ч. и газеты, имеющие сайт-зеркало). В TOP-30 сайтов Украины новостной тематики существует порядка 15, которые даже не скрывают того, что готовы размещать практически любой материал за деньги.
Формат негатива. Более сдержанный, чем на «сливных бачках», однако может изобиловать документальными подтверждениями.
Выявление ангажированности. В случае, если сайт является первоисточником и материал содержит массу фактов и документальных подтверждений – на 90% материал заказывался оппонентами. Хотя некоторые подобные сайты стараются прикрыть это сообщением «Как нам стало известно из открытого письма», «К нам в редакцию обратились». Также необходимо проверить материал, отвечает ли он стилистически всем остальным статьям на сайте и подписан ли постоянным автором. Если нет – вероятность того что материал заказной увеличивается.
Когда сайт не являлся первоисточником – возможно, материал был скопирован случайно. Хотя если статья содержит большой % компромата – скорее всего это было сделано умышленно.
Как бороться?
PR-методами. В случае, если сайт является первоисточником – аргументировано обратиться в редакцию с просьбой удалить материал. При отказе – поинтересоваться об условиях снятия. Если материал не был проплачен оппонентами – поступит предложение разместить опровержение. Возможно также договориться о том, что при размещении опровергающего материала будет удален негатив. За определенный гонорар, естественно. Если же пойдет жесткий отказ удаления материала и отсутствуют любые условия его опровержения (даже за деньги) – наиболее эффективно обратиться в специализированную PR-компанию. В большинстве случаев они имеют налаженные связи с подобными ресурсами и смогут разрешить вопрос.
Если СМИ не являлся первоисточником - обратиться с просьбой удалить материал. В случае отказа выяснить, будет ли удален материал, если его удалит первоисточник. При необходимости можно уточнить – на каких условиях материал будет удален до договоренностей с первоисточником.
Юридическими методами. Подобные информационные ресурсы имеют большой опыт судебных разбирательств. Как следствие – решить юридическими методами вопрос удаления материала, размещения опровержения, каких-либо компенсаций - практически невозможно. Мало того, обычно собственники подобных сайтов имеют обширные связи среди коллег, и в случае попытки надавить на них – максимально растиражирую негатив.
Сайты, известные своей неподкупностью и информационные агентства (в т. ч. и газеты, имеющие сайт-зеркало) Подобные ресурсы славятся своей неподкупностью и объективностью. Однако это не всегда так – к большинству из них можно найти подход для размещения/снятия материалов. По снятию – как юридическими, так и PR-методами. По размещению – через PR-компании, специализирующиеся на подобных услугах.
Формат негатива. Обычно весьма выдержанный, нередко со ссылками на другие источники или события.
Выявление источника негатива. В новостной ленте: ввиду того, что подобные ресурсы имеют новостную ленту, они могут освещать факт или событие как первоисточник, или же со ссылкой на другой ресурс. Если идет ссылка на менее солидный ресурс, вероятность того, что материал был заказан увеличивается. При ссылке на более значимый источник – такая вероятность невелика. Если сайт или газета разместили новость как первоисточник – все зависит от того, насколько значимое событие освещается.
Большие аналитические материалы о событиях, не имеющих достаточной значимости, но размещенные на таких ресурсах независимо от того, кто являлся первоисточником – на 50% заказные.
Как бороться?
PR-методами. Аргументированное обращение в редакцию с просьбой снять материал с сайта и предоставить площадь в печатной версии для своего материала. Если в статье идут ссылки на другие источники – выяснение, будет ли удален материал, если первоисточники удалят негатив. Прямое обращение с вопросом о платном удалении материала невозможно – подобные ресурсы очень дорожат своей репутацией и работают только с определенным кругом лиц.
Юридическими методами. В данной ситуации юридические методы могут быть более эффективны, хотя для их применения необходимо больше времени. Для начала следует быть уверенными в своей юридической позиции – поскольку при любом официальном обращении в подобные СМИ факт обращения приобретет широкую огласку и удалить материал PR-методами будет в дальнейшем намного сложнее и дороже.
Если юридическая позиция сильна – обращение в редакцию с открытым письмом, в котором будут приведены все юридические аргументы. В случае отказа сотрудничать – обращение в суд.
Замечание. Информация о том, что вопрос удаления материала с сайта или размещение опровержение (с требованием возместить моральный вред и т.д.) может стать дополнительным информационным поводом для оппонентов. Также об этом могут узнать другие СМИ, которые зарабатывают на снятии/размещении материалов.
Захар Чистяков,
Управляющий партнер Агентства конфликтного PR - /PR i Z/, ЮРЛИГА
Борьба с негативом в СМИ и иных информационных площадках ведется как юридическими методами, так и инструментарием Конфликтного PR. Также возможно применение наработок Конкурентной разведки. Предлагаем оценить эффективность каждого из методов, а также пошаговые действия в случае появления негатива.
Сразу оговоримся, мы не будем приводить никаких ссылок на статьи кодексов – грамотный юрист сам найдет необходимые статьи к каждой конкретной ситуации. Наша задача – найти равновесие в инструментах, чтобы помочь, а не навредить клиенту – объекту негатива.
Материал максимально приближен к реальности. Ввиду этого опущены многие традиционные PR-подходы и приведены рекомендации, которые могут показаться незаконными или неэтичными. Но это только на первый взгляд. Следует учесть, что отказ от них не принесет результатов.
1 Шаг – Стать параноиком
Мониторинг информационного поля должен стать постоянным атрибутом жизни любого хотя бы немного публичного человека или компании. Желательно делать это не реже одного раза в неделю. Для мониторинга Интернет-пространства можно использовать как специализированные программы (к примеру - SiteSputnik) так и простые поисковики – Google, Yandex и т .д. В этих системах есть возможность отфильтровать страницы за определенный период и распределить по дате. Поисковыми словами могут быть фамилия и имя, то или иное действие человека или компании, возможно – продукция, торговые марки и название компании или структуры, к которой относится человек. Также необходимо анализировать блоги и форумы и все отраслевые сайты, к специализации которых относится объект мониторинга. Не меньшее внимание оказывается отраслевым бумажным СМИ и телепередачам, которые не отзеркаливают содержания в сети интернет (с каждым годом их становится все меньше). Это специализация пиарщиков.
Анализ ситуации и прогнозирование возможных последствий. То или иное действие человека или организации влечет за собой цепочку событий. Выступление с публичным заявлением, заключение контрактов, увольнение работников, судебные разбирательства и т.д. – все они должны анализироваться на предмет влияния на информационное поле. Судебное разбирательство в большинстве случаев может рассматриваться с точки зрения Судебного PR (подробнее об этом: Судебный PR – современное оружие информационных войн Часть 1 и Часть 2)
Превентивная зачистка. При выходе человека или компании на какой-либо более высокий уровень (новая должность, продукция и т.д.) следует провести «зачистку» информационного поля от любого негатива, который может привлечь внимание новых оппонентов. Подробней об этом в Шаге 3.
2 Шаг – Кому это нужно?
+ 3 Шаг – Что делать?
При выявлении негатива необходимо определить его источник и причину появления. Предлагаем рассмотреть основные принципы, на основании применения которых можно получить эту информацию. Разобьем их в соответствии с информационными носителями, где обнаружен негатив. Дополнив каждый из вариантов Шагом 3 – Что делать?
Информационные ресурсы, СМИ:
Форумы, чаты, блоги, социальные сети, комментарии к статьям. Заполняются одним пользователем в свободном стиле (если не являются Сообществами в социальных сетях).
Формат негатива. Упоминания личности, продукции, услуг, цитат, действий, фотографий, ссылок на другой источник негатива.
Возможные источники (95% случаев). Потребители товаров и услуг объекта (в политике – любой гражданин, интересующийся политикой и высказывающий свои мысли), коллеги, партнеры, контрагенты, работники и бывшие работники, сторонние наблюдатели.
Возможные источники (до 5% случаев). Санкционированное тиражирование негатива.
Способы выявления санкционированного негатива. 1) блоги, социальные сети созданы недавно и публикуют, в основном или исключительно, только негатив об объекте; 2) формат публикаций идентичен по стилистике и фактажу. Нередко – одна и та же фраза используется во всех комментариях.
Замечания. Чем публичней объект, тем больше «фонового негатива» может содержать носитель. В таком случае необходимо начинать работу «сверху» - исключив негатив из образа объекта.
Также подобные носители могут быть стартовой площадкой для реализации массированной информационной атаки – подготовка материалов в СМИ со ссылкой на блоги, форумы и т.д.
Как бороться?
PR-методы. Если автор не является на 100% оппонентом – в процессе переписки и при грамотном подходе можно договориться о снятии материала. Также необходимо уточнить у автора, чем вызвана такое мнение (дает возможность понять, насколько автор владеет темой). Если первый шаг не удается – установить контакт с собственниками сайтов, договориться об удалении и дальнейшем блокирования негатива (нередко требует финансирования). Возможно – публикация массы положительных комментариев, публикация информации о том, что с одного и того же ip адреса под разными никами идет негатив, размещение информации о заказчике негатива с достаточным фактажом, организация жалоб группы пользователей на автора негатива или публикацию (в некоторых сетях администрация автоматически удаляет материал, на который поступают жалобы).
Методы конкурентной разведки. Через ник пользователя, разместившего материал (возможно через открытый ip), а также через материалы, уже размещенными этим пользователем – установить его личность и с другими службами разработать способы нейтрализации негатива.
Юридические методы. Изучение пользовательского соглашения сайтов и обращение к собственникам сайта с уведомлением о том, что такие публикации нарушают пользовательское соглашение. При выявлении ip-адресов – обращение в силовые структуры с соответствующим заявлением.
Если разместивший не был ангажирован, но против него сразу начнут действовать юридическими методами или же пиарщики выберут неграмотную линию поведения – он может обратиться к интернет-сообществу с просьбой поддержать его в «борьбе» против объекта, а также дать информацию, что объекту в любом случай придется снимать информацию за деньги – и ее продублируют сайты, зарабатывающие на снятии материалов.
Сайты о поиске работы. Предприятия нередко публикуют информацию об имеющихся вакансиях в Интернете. На сайтах о работе нередко содержится рубрика «Отзывы», которую может заполнять комментариями любой желающий.
Формат негатива. Сообщения о невыносимых условиях работы, задержке или невыдаче зарплаты, качестве продукции или услуг, «самодурстве» руководства.
Возможные источники (80%). Реальные или бывшие работники предприятия, а также не прошедшие собеседование или стажировку в компании.
Возможные источники (20%). Оппоненты компании (определяется по частоте размещения негатива, его формату и наличию фактажа).
Как бороться?
Превентивные PR- и юридические методы. Координация работы отдела кадров – разработка договора о нераспространении информации для проходящих собеседование, работников предприятия (ответственность за распространение инсайдерской информации и т.д.), соответствующее юридическое и моральное сопровождение увольняющихся работников, внутренний PR.
PR-методы. Обращение к собственникам сайтов с просьбой о снятии негатива и его блокирования (возможно дополнительное финансирование). Мотивированное обращение к собственникам сайтов с информацией об информационной атаке, которая сопровождается публикацией комментариев на их сайтах. Публикация массы положительных отзывов (в разных стилях и без излишних эмоций). Выяснение ip-адресов с которых размещался негатив (эту информацию можно передать службе безопасности). Возможно, размещение информации о заказчике.
Юридические методы. Официальное обращение к собственникам сайтов с просьбой (а не требованием!) удалить негативные отзывы о компании. С обязательными фактами и причинами, а также отсылкой на определенные статьи Кодексов. Можно также сообщить, что ведется информационная атака на компанию и порекомендовать не становиться соучастником.
Доски размещения негатива. Всевозможные сайты (к примеру - http://kidala.com/, http://ua-kidalova.net/), на которых любой желающий может оставить соответствующее сообщение.
Формат негатива. Любая информация в отношении личности, бизнеса, позиций личности, товарах, услугах и т.д. В случае модерации – требуются факты.
Возможные источники (95%). Потребители товаров и услуг, коллеги, партнеры, контрагенты, работники и бывшие работники.
Возможные источники (5%). Оппоненты. Определяется по охвату сайтов и содержанию сообщений. Также подобные публикации могут сопровождать массированную информационную атаку.
Как бороться?
PR-методы. Редко удается использовать «цивилизованные» методы, поскольку практически все подобные ресурсы создаются исключительно для заработка на снятии информации. Поэтому приходится прибегать к платным «услугам». Возможно – если негатив плохо проиндексирован в поисковых системах - заполнить информационное пространство основными поисковыми словосочетаниями, но с положительной информацией, и провести работу по индексации таких сообщений. Также возможно организовать DDoS-атаку (по бюджету – значительно дороже, чем снять материал за деньги и заблокировать появление подобных материалов), однако это средство временное и актуально исключительно для определенного временного периода, когда нужно скрыть информацию на определенный промежуток времени.
Юридические методы. Выяснить, кому принадлежит домен и хостинг сайта (нередко в подобных случаях – практически невозможно) и подготовить соответствующий иск (если домен и хостинг украинские). Однако возможность получения положительного решения суда сомнительна, если не прибегать к дополнительной «мотивации» судьи. Эту ситуацию также возможно проработать через силовиков.
Замечания. В любом случае юридические подходы к решению этой проблемы более затратные и растянуты во времени. Применяя их, можно настроить против себя собственников сайтов – они начнут самостоятельно тиражировать негативную информацию где только возможно и привлекут коллег и партнеров к размещению негативных материалов.
Сайты, на которых информацию можно разместить самостоятельно или же хранилища информации. Существует ряд сайтов, на которых информацию можно размещать самостоятельно. Работают в формате свободной журналистики, публикации пресс-релизов, хранилища файлов с открытым доступом к тексту, видео, аудио, изображениям и файлам. Многие из них созданы как крупные сервисы. К примеру - http://www.youtube.com).
Формат негатива. Различен – от замечаний и полноценных статей, до документов, фотографий и видеоматериалов.
Определение источников. Ввиду определенной сложности размещения материалов на подобных сайтах (регистрации и т.д.), в 90% случаем негатив размещается целенаправленно.
Как бороться?
PR-методы. Если сайты однозначно выглядят как ресурс для зарабатывании денег на снятии – сразу же связаться с собственниками и выяснить «цену вопроса». Также можно предварительно опросить знакомых, специализирующихся на зачистке Интернета, на предмет наличия связей с собственниками сайтов – тогда «цена вопроса» будет значительно ниже и отсутствует риск не найти общий язык с собственниками. Если же сайт является крупным сервисом – предоставить разрешение вопроса юристам.
Методы конкурентной разведки. Через ник пользователя, разместившего материал (возможно, через открытый ip), а также через материалы, уже размещенные этим пользователем – установить его личность и с другими службами разработать способы нейтрализации негатива.
Юридические методы. Прежде всего, согласовать свои действия с PR-отделом. Если есть гарантия того, что сайт является открытой цивилизованной площадкой - изучить пользовательское соглашение и обратиться к собственникам с уведомлением о том, что такие публикации нарушают пользовательское соглашение. При выявлении ip-адресов – обращение в силовые структуры с соответствующим заявлением.
Замечания. Размещение негатива на таких сайтах чаще всего говорит о следующем: а) оппоненты стараются максимально растиражировать информацию; б) оппоненты не имеют достаточно средств и интеллектуальных ресурсов для ведения полноценной информационной войны (если информация не была продублирована на других ресурсах новостного характера); в) информация на этих сайтах будет использоваться для размещения на других ресурсах.
Сайты, размещающие всевозможный компромат – т.н. «сливные бачки». Существует ряд сайтов, и с каждым годом их появляется все больше, которые специализируются на размещении заказных и «чернушных» материалов – компромата, документов полученных незаконным путем, материалов оскорбляющих личность. Они существуют исключительно за счет размещения/снятия таких материалов. Некоторые из них по посещаемости и индексированию гораздо выше TOP-30 Украины. Обычно зарегистрированы на хостинге, недоступном для определения собственника, домен оформлен на подставных людей. Новостная лента изобилует рерайтинговыми материалами, 90% из которых – собственное творчество и попытка поднять себя в рейтинге поисковых систем.
Формат негатива. Любой.
Возможные источники. В зависимости от актуальности темы или от персоны. Нередко – простой копипаст. Заказной материал со ссылкой на другой источник в 90% случаев публикуется за деньги. Также это может быть собственный материал, рассчитанный на то, что упомянутые в нем лица, компании, факты заставят объект заплатить за снятие. Заказные материалы, когда сайт является первоисточником, составляют примерно 80%. Это касается больших развернутых статей. В новостной ленте – в зависимости от наличия ссылки на первоисточник: обычно заказной материал ставится без ссылки и просто переписывается уже вышедший.
Как бороться?
PR-методами. В случае если сайт являлся первоисточником – определить, был ли оплачен материал оппонентом, или же это «личное творчество» редакции сайта. Обычно данная информация выясняется исходя из того, какую сумму запросит собственник сайта за снятие материала. Однако предварительно следует обратиться к собственнику сайта с просьбой удалить материал, логически обосновав свою просьбу. При отказе уточнить стоимость снятия.
Замечание. Обычно собственники таких сайтов общаются исключительно с определенным кругом людей для разрешения вопроса снятия/размещения материалов. Возможно – просьбы о снятии материалов даже за деньги не будут услышаны, и придется искать тех, кто сможет разрешить данный вопрос.
Юридическими методами. Как было сказано во вступлении к этому блоку – размещение негатива является бизнесом для таких сайтов. Нам известен только один случай, когда редактор подобного сайта выступал ответчиком в суде. Однако результатом стало то, что количество негативных материалов на его сайте и на сайте партнеров только увеличилось.
Сайты известные тем, что публикуют заказные материалы и «джинсу» (в т.ч. и газеты, имеющие сайт-зеркало). В TOP-30 сайтов Украины новостной тематики существует порядка 15, которые даже не скрывают того, что готовы размещать практически любой материал за деньги.
Формат негатива. Более сдержанный, чем на «сливных бачках», однако может изобиловать документальными подтверждениями.
Выявление ангажированности. В случае, если сайт является первоисточником и материал содержит массу фактов и документальных подтверждений – на 90% материал заказывался оппонентами. Хотя некоторые подобные сайты стараются прикрыть это сообщением «Как нам стало известно из открытого письма», «К нам в редакцию обратились». Также необходимо проверить материал, отвечает ли он стилистически всем остальным статьям на сайте и подписан ли постоянным автором. Если нет – вероятность того что материал заказной увеличивается.
Когда сайт не являлся первоисточником – возможно, материал был скопирован случайно. Хотя если статья содержит большой % компромата – скорее всего это было сделано умышленно.
Как бороться?
PR-методами. В случае, если сайт является первоисточником – аргументировано обратиться в редакцию с просьбой удалить материал. При отказе – поинтересоваться об условиях снятия. Если материал не был проплачен оппонентами – поступит предложение разместить опровержение. Возможно также договориться о том, что при размещении опровергающего материала будет удален негатив. За определенный гонорар, естественно. Если же пойдет жесткий отказ удаления материала и отсутствуют любые условия его опровержения (даже за деньги) – наиболее эффективно обратиться в специализированную PR-компанию. В большинстве случаев они имеют налаженные связи с подобными ресурсами и смогут разрешить вопрос.
Если СМИ не являлся первоисточником - обратиться с просьбой удалить материал. В случае отказа выяснить, будет ли удален материал, если его удалит первоисточник. При необходимости можно уточнить – на каких условиях материал будет удален до договоренностей с первоисточником.
Юридическими методами. Подобные информационные ресурсы имеют большой опыт судебных разбирательств. Как следствие – решить юридическими методами вопрос удаления материала, размещения опровержения, каких-либо компенсаций - практически невозможно. Мало того, обычно собственники подобных сайтов имеют обширные связи среди коллег, и в случае попытки надавить на них – максимально растиражирую негатив.
Сайты, известные своей неподкупностью и информационные агентства (в т. ч. и газеты, имеющие сайт-зеркало) Подобные ресурсы славятся своей неподкупностью и объективностью. Однако это не всегда так – к большинству из них можно найти подход для размещения/снятия материалов. По снятию – как юридическими, так и PR-методами. По размещению – через PR-компании, специализирующиеся на подобных услугах.
Формат негатива. Обычно весьма выдержанный, нередко со ссылками на другие источники или события.
Выявление источника негатива. В новостной ленте: ввиду того, что подобные ресурсы имеют новостную ленту, они могут освещать факт или событие как первоисточник, или же со ссылкой на другой ресурс. Если идет ссылка на менее солидный ресурс, вероятность того, что материал был заказан увеличивается. При ссылке на более значимый источник – такая вероятность невелика. Если сайт или газета разместили новость как первоисточник – все зависит от того, насколько значимое событие освещается.
Большие аналитические материалы о событиях, не имеющих достаточной значимости, но размещенные на таких ресурсах независимо от того, кто являлся первоисточником – на 50% заказные.
Как бороться?
PR-методами. Аргументированное обращение в редакцию с просьбой снять материал с сайта и предоставить площадь в печатной версии для своего материала. Если в статье идут ссылки на другие источники – выяснение, будет ли удален материал, если первоисточники удалят негатив. Прямое обращение с вопросом о платном удалении материала невозможно – подобные ресурсы очень дорожат своей репутацией и работают только с определенным кругом лиц.
Юридическими методами. В данной ситуации юридические методы могут быть более эффективны, хотя для их применения необходимо больше времени. Для начала следует быть уверенными в своей юридической позиции – поскольку при любом официальном обращении в подобные СМИ факт обращения приобретет широкую огласку и удалить материал PR-методами будет в дальнейшем намного сложнее и дороже.
Если юридическая позиция сильна – обращение в редакцию с открытым письмом, в котором будут приведены все юридические аргументы. В случае отказа сотрудничать – обращение в суд.
Замечание. Информация о том, что вопрос удаления материала с сайта или размещение опровержение (с требованием возместить моральный вред и т.д.) может стать дополнительным информационным поводом для оппонентов. Также об этом могут узнать другие СМИ, которые зарабатывают на снятии/размещении материалов.
Захар Чистяков,
Управляющий партнер Агентства конфликтного PR - /PR i Z/, ЮРЛИГА
Комментариев нет:
Отправить комментарий