пятница, 11 января 2013 г.

Конфликтный PR: прогноз на 2013 год

.Захар Чистяков
 Управляющий партнер Агентства конфликтного PR - /PR i Z/. Член правления МОО «Ассоциация экономической безопасности». С 2006 по 2009 год – заместитель главного редактора журнала Враждебные поглощения в Украине; PR-директор Агентства корпоративной безопасности (Входит в МГК «РосРазвитие»). Специализируется на PR-сопровождении корпоративных конфликтов, рейдерстве.


Небольшой прогноз конфликтов, в которых будут использоваться PR-технологии в 2013 г.



Фото: maxmedia.com.ua

Основные тренды Конфликтного PR формата 2013 года зародились еще в 2009-2012гг. благодаря изменению политической ситуации, новому законодательству в сфере столкновения интересов и трансформации информационного пространства. В 2013 году все эти тренды в той или иной степени подвергнутся корректировке в связи с предстоящими выборами Президента в 2015 году, изменениям экономической и геополитической ситуации в мире и, в свою очередь, влиянию этих изменений на Украину.

Итак, какие конфликты и в каких сферах будут происходить в 2013 году с применением PR? Какие технологии будут использоваться? Ответ очевиден, но давайте рассмотрим их в динамике.

Корпоративные конфликты, рейдерство

Благодаря принятию Закона об Акционерных обществах, корпоративные конфликты и рейдерство все меньше происходят через манипуляции с акциями. А если такое и случается, то выигрывает обычно тот, на чьей стороне админресурс. Весьма показателен в данном случае конфликт среди акционеров компании Nemiroff, где миноритарный акционер Степан Глусь умудряется контролировать объект, а мажоритарщики Яков Грибов и Анатолий Кипиш вынуждены издалека взирать на то, как предприятие, которым они по большому счету владеют, приносит прибыль совсем другим людям. Однако подобная ситуация скорее рудиментарна, и отлично демонстрирует, что подобные ситуации больше не сложатся в Украине.

В принципе, в 2013 году не стоит ожидать слишком громких конфликтов, которые возникнут из-за манипуляций с акциями или долями в уставных фондах.

Налоговая служба в 2012 году вышла на первое место среди госструктур, которые используют рейдеры в своих целях. И в 2013 ее роль только усилится. Все это свидетельствует о возросшей роли коррупционной составляющей в корпоративных конфликтах. И в самом деле, зачем бороться за акции предприятия? Судиться за активы? Когда гораздо проще «закошмарить» бизнес различными проверками, и собственник сам принесет его на блюдечке.

А вот из сферы именно Конфликтного PR из новшеств, которые будут развиваться в 2013 году, следует признать использование профсоюзов, причем как настоящих, так и, т.н. «независимых». В конце 2012 года, даже на подконтрольном Ринату Ахметову Свердловантраците, произошли профсоюзные волнения. Что уж тут сказать о Криворожстали, где активно действует «независимый» профсоюз (спонсируемый, как поговоривают, отечественными олигархами первой десятки) и не дает спокойно спать ее индийским владельцам?

Ситуация с Криворожсталью – еще одно веяние 2013 года: отечественные бизнесмены все меньше внимание обращают на мнение мировой общественности и активно выдавливают из Украины иностранный капитал, который успел обзавестись тут «сладкими» активами. Примечательна многолетняя история с киевским универмагом Украина, рядом банков и еще более мелких объектов. В 2013 году эта тенденция выдавливания только усилится.

Конфликты между властью и оппозицией

Эта сфера явно переживет стагнацию.  Уже в конце 2012 года борьба между властью и оппозицией напоминала вялотекущую позиционную войну. Даже на первый взгляд мощный удар по имиджу Тимошенко через Немыря-Ликс  выглядел пшиком на фоне того, что из этого можно было бы сделать. Но власти, собственно, сильный эффект и не был нужен – какая-то оппозиция в стране быть должна, так пусть остается такой вяленькой (карманные оппозиции не в счет, но их действия больше напоминают фарс). Опубликованная переписка Евгении Тимошенко только тому подтверждение – на нее вообще практически никто не обратил внимание.

Конфликты внутри власти

С момента прихода к власти Виктора Януковича и Партии регионов эксперты наперебой твердили о расколе внутри партии по бизнес-интересам и борьбе за должности. И во многом они не ошиблись. Однако с точки зрения PR эти конфликты выливались больше в борьбу компроматов или же размещении джинсы в карманных изданиях против оппонентов, их бизнеса или действий.

Показательной является история с поездами Хюндай. Их покупка -  и в самом деле перебор с точки зрения логики. Но даже коллеги по партии не преминули «кивнуть» по этому поводу в сторону Бориса Колесникова.

Не менее сомнительной с точки зрения источника заказа выглядит и информационная атака на Сергея Арбузова аккурат перед решением вопроса о назначении его на пост Вице-премьера. (Небольшая подсказка пиарщикам на будущее – лучше было бы посчитать, сколько стоила наружная реклама Сергея Геннадиевича  - по ощущению, он занял порядка 80% ситилайтов и билбордов Киева, что не позволяют себе даже транснациональные корпорации).

Очевидно, что в 2013 году междоусобицы среди отечественных бонз продолжаться, и мы увидим еще много интересного компромата на представителей нынешней власти. Заказчиками при этом будут выступать их оппоненты из той же власти.

Конфликты между властью и обществом

Не смотря на то, что общество в большинстве случаев аморфно относится по отношению к действиям власти, в 2012 году зародились тенденции, когда даже без наличия достойных вождей (или без инициации заинтересованных лиц), общество начало отстаивать свои интересы. И если ситуация с Гостиными двором в Киеве выглядит наигранной (хотя она и привлекла массу настоящих активистов), то митинги против сноса кооперативных гаражей, застройки пляжей и детских площадок приобрели формат настоящих массовых выступлений.

В 2013 власть сама будет провоцировать такие возмущения, причем без согласования сверху. Однако именно оттуда будет получать «по шапке». Поскольку те, кто пришли к власти, хотят отбить те деньги, которые они потратили на выборы. Но отбить на местном уровне. А сделать это не всегда просто.

Некоторые определяющие факторы

Выделим еще ряд факторов, которые будут определять тенденции  Конфликтного PR в 2013 году.

Выборы 2015 и выборы мэров городов

Еще можно сомневаться, состоятся ли выборы мэра Киева в этом году. Насколько стало понятно по результатам выборов в Верховную раду, Партии регионов это более чем не выгодно. Но все может быть… А вот состоятся ли выборы Президента в 2015 году сомневаться вряд ли стоит (хотя чем черт не шутит, тем более в наших реалиях).

Потенциальные кандидаты на пост Президента проверяли свои возможности на выборах 2012. Сейчас все явно перешло в плоскость закулисных переговоров, хотя не стоит исключать (и определенные слухи уже доходят), что ряд кандидатов активно проводят исследования и моделирования выборов-2015 для того, чтобы понимать свои возможности а, вернее, чтобы «подороже продаться» реальным кандидатам.  Именно желание «подороже продаться» является определяющим в сфере PR потенциальных кандидатов в Президенты. Поэтому стоит ожидать войну компроматов и отбеливающие PR-кампании. Сколько еще невразумительных лиц увидят наши граждане с обложек журналов, билбордов и ситилайтов…

Также начнется гиперболизация  удобных для потенциальных кандидатов ценностей и смыслов среди электората. Пенсии, язык, дети, «незалежность» – каждый кандидат будет доказывать, что именно эти ценности важны для электората и только они, как Президент, способны эти ценности защитить.

Неприкаянные СМИ и журналисты

Мировой финансовый кризис 2008 года существенно изменил ситуацию в СМИ и журналистике.  Многие СМИ были закрыты или перепроданы, зарплаты журналистов стали расти в обратную сторону пока не остановились на уровне «логического прожиточного минимума».  Многие журналисты ушли из профессии и стали, в большинстве своем, пиарщиками. Именно поэтому PR многих проектов, прежде всего Конфликтный PR, вызывает умиление.

Тем не менее, взаимоотношения СМИ, журналистов и пиарщиков значительно наладились. Куда-то подевалось движение Стоп Цензуре, и даже редактора ведущих СМИ в открытую признались, что готовы брать заказные материалы.

В результате информационное поле настолько засорилось джинсой и заказухой, что перестало пользоваться доверием аудитории.  Только некоторые СМИ смогли сохранить лицо, но это не значит, что при умении найти нужные ходы, там не может появиться джинса.

Выборы 2012 года значительно увеличили финансовые запросы СМИ и журналистов на размещение заказных материалов или джинсу. Эта планка вряд ли упадет до середины весны, когда СМИ и журналисты окончательно уничтожат все свои запасы и опять захотят «кушать».

Также имеется информация о том, что ряд СМИ поменяет собственников, что, в свою очередь, внесет некоторые корректировки в списки площадок для размещения заказух.

На протяжении 2012 года в информационном плане больше всего развивалось Интернет-пространство. Причем сильно возросла доля т.н. «сливных бачков» – сайтов, ориентированных на размещение компромата и другой всевозможной «чернухи». Окрепнув на выборах, они продолжают свою работу и многие уже нашли серьезных инвесторов. Также появлялись и сайты формата полноценных СМИ, их судьба сразу зависела от инвестора и не факт, что они продолжат свою работу в 2013 году.

Ожидается,  что в этом году появится еще ряд полноценных Интернет-СМИ, а количество «сливных бачков» возрастет в разы. Эффективность и тех и других будет зависеть от того, насколько они заставят Google полюбить себя.

Социальные сети

SMM-щики в Украине размножаются как кролики. Причем мало понятно, чем же они «питаются»? Поскольку профессионалов в этой сфере не так уж много, и быстро научить такую толпу новых «профессионалов» очень сложно. Но тем не менее…

Надеемся, что 2013 год станет переломным в этом сегменте, поскольку заказчики таких услуг как  SMM поймут, что лучше не делать ничего,  чем делать это плохо. Поскольку все больше и больше информационных атак на личности, бизнес, партии строится через использование их же собственных площадок в социальных сетях более опытными SMM-щиками или просто специалистами по Конфликтному. Ваш покорный слуга за 10 минут «обвалил» имидж одного «гуру» от политтехнологий сам того не желая. А одна из ячеек правящей партии еще с выборов веселит специалистов и хоть немного соображающих людей своей работой в социальных сетях.

Внешние силы

Как говаривал еще в 2007 году один коллега – российский рейдер: «Зачем нам вас захватывать? Проще купить!». Эта фраза звучала на фоне общеукраинской истерии о том, что страну захватывают российские рейдеры. И во многом он был прав. Иностранный бизнес постепенно покидает Украину под давление внешних экономических факторов и непосредственно украинского бизнеса. А россияне продолжают свою экспансию.

В 2013 году присутствие российского капитала только усилится. Напрямую, через банки, опосредовано, они точно получат контроль над рядом весьма привлекательных объектов. Не стоит исключать, что украинская сторона будет сопротивляться и это выльется в информационные войны. Однако сложно представить, что соседи не смогут дать адекватный ответ, используя свои и местные информационные ресурсы.

Консолидация

С начала 2012 года в Украине вызревало и приобретало новый смысл понятие «Семья». И если еще прошлым летом кто-то, кто хоть немного интересуется экономикой, бизнесом или политикой при упоминании слова «Семья» вспоминал о своих родных, то к началу 2013 года – только о родных и близких Виктору Януковичу людей. Сформированный Кабинет министров этот процесс закрепил окончательно.

Как известно, консолидация, в ее экономическом понимании, подразумевает объединение ряда активов, чаще всего не принадлежащих одному собственнику. Именно поэтому на протяжении многих лет независимости процесс консолидации нередко сопровождался конфликтами, выливающимися в информационное поле.

2013 год не станет исключением. Вот только одной из сторон «консолидации», а лучше, наверное, сказать «поглотителем» бизнеса, станет «Семья». И нет уверенности в том, что Антимонопольный комитет заметит такой «пустяк». Тем не менее, стоит ожидать как минимум попыток вывести данные факты на суд общественности через PR. Но не факт, что это поможет.

Выводы

Не смотря на то, что на начало 2013 года ситуация  бизнесе, политике, экономике и выглядит весьма предсказуемо (читай – плачевно), нет никакой уверенности в том, что она не изменится. В лучшую или худшую сторону – сказать сложно. Но в любом случае будет интересно. Прежде всего, благодаря Конфликтному PR.

Глагол

Комментариев нет:

Отправить комментарий