Есть ситуации, наблюдая за которыми, очень трудно разобраться, кто прав, а кто виноват. В научной литературе подобное называют «серым» рейдерством. И тут очень хорошая штука – пиар, причем совершенно не важно, прав ты или нет. Главное в этом деле - правильно и вовремя использовать СМИ. А если еще и опередить оппонента в широкой огласке своей позиции, то в заблуждение можно ввести даже служителей Фемиды.
Похоже, в течение более двух лет нехитро спланированную аферу пытался проворачивать титулованный местный олигарх Алексей Вадатурский, чтобы тем самым, как говориться, «развести» одно из государственных предприятий более чем на 120 миллионов гривен.
О баснословных богатствах героя-агрария уже давно ходят легенды, которые неоднократно подтверждаются всевозможными рейтингами в СМИ, составленными влиятельными и компетентными экспертами. А если учесть существующие мнения и разговоры о коррумпированности в нашей судебной системе, то изначально можно было предвидеть, на чью сторону стало бы правосудие в войне нашего героя с его противниками.
И в противостоянии ООО СП «Нибулон» с Николаевским морским торговым портом в судах, о котором пойдет речь в данном материале, ни у кого изначально и не вызвало удивления, что в судах первой и второй инстанций благосклонность судей оказалась на стороне владельца «Нибулона». Вот только довести до конца аферу Вадатурскому так и не удалось…
Итак, откуда ноги растут
Одной из прелестей рыночной экономики является здоровая конкуренция. Но логично, что если предприятие привыкло быть монополистом, подвигаться в своем сегменте рынка ой как не хочется. Видимо, не захотело мириться с заходом в николаевский регион конкурента в лице компании «Bunge Ukraine» и руководство ООО СП «Нибулон».
Самому пачкать ручки Алексею Вадатурскому, участвуя в ликвидации конкурента, видимо, не хотелось, потому он пошел по более простому на его взгляд пути - нанести финансовый удар и подорвать репутацию предприятия, которое и послужило причиной появления иностранного инвестора-конкурента. Речь идет о Николаевском морском торговом порте, руководство которого и приложило максимум усилий, чтобы в Николаев пришел инвестор с мировым именем.
Тут как на руку внешнеэкономические процессы: мировой кризис, резкое падение фрахтовых ставок, а как следствие убыточная эксплуатация мирового торгового флота.
Воспользовавшись ситуацией, когда судовладельцам, в общем-то было «наплевать», где будут стоять их суда в ожидании заказа, Вадатурский зафрахтовал такое судно, которое по всем своим параметрам не смогло бы подойти к терминалу «Нибулона».
Более того, опытный бизнесмен, скорее всего, знал о том, что «PREVENTER», именно так называлось судно-гигант, может надолго «застрять» в акватории НМТП. Почему мы можем об этом говорить? А дело в том, что еще в 2008 году Алексей Вадатурский стал инициатором выполнения двух экспериментальных проводок большегрузных судов длиной до 225 м к своему частному терминалу в Николаеве.
В то время капитан Днепро-Бугского морского торгового порта после осуществления экспериментальных проводок сделал выводы, что дальнейшая проводка судов подобных габаритов к причалу ООО СП «Нибулон» является опасной. Чтобы заводить такие суда как «PREVENTER» к причалам предприятия экспортера, необходимо было провести соответствующие дноуглубительные работы на Первом колене канала акватории николаевского порта. Собственно, этот опыт и послужил тому, что по решению Кабинета Министров Украины в сентябре 2009 года Николаевский порт начал дноуглубительные работы, о чем, кстати, поставили в известность всех заинтересованных лиц. В том числе и Вадатурского.
Последний, зная, что без завершения дноуглубительных работ безопасная проводка к причалам «Нибулона» таких судов как «PREVENTER» невозможна, и что дноуглубительные работы только начались, все же, обратился к капитану НМТП с заявкой на осуществление лоцманской проводки этого судна от рейда порта Южный к причалу ООО СП «Нибулон».
Многим специалистам морской отрасли изначально было понятно, что такие действия руководства частного предприятия носят провокативный характер. Ведь, если бы капитан НМТП дал положительный ответ на требование Вадатурского, под угрозу стала бы безопасность в акватории порта. Конечно, виновным в случае посадки судна «PREVENTER» на мель, опять-таки, остался бы капитан порта. В случае же негативного ответа от порта, у Алексея Вадатурского, как оказалось позже, были заготовлены другие козыря для игры.
Капитан Николаевского порта, выполняя свои служебные полномочия по обеспечению безопасности мореплавания в вверенной ему акватории, естественно наложил резолюцию об отказе в прохождении судна водами акватории порта. Вместе с тем, администрация порта, войдя в положение Вадатурского, предложила предприятию альтернативные варианты загрузки судна в других безопасных местах. Причем эта загрузка, если бы она была проведена, была бы без дополнительных затрат для экспортера. Чем не вариант?
Но что делает наш Герой? А он, по причинам известным только ему, не то что не принимает во внимание предложения представителей администрации порта, а и сознательно отказывается от минимизации рисков ежедневного увеличения штрафных санкций за простой «PREVENTER»!
Не поверю, что 30 тысяч долларов штрафа в день, даже для такого крупного предприятия как «Нибулон» - капля в море. Как оказалось в последствии, Вадатурский и не собирался терять эти деньги, а в последующем просто перенаправить штрафные санкции в судебном порядке и возложить их на порт. А это на выходе не много не мало - 120 000 000 гривен государственных средств!
Хищник Вадатурский
Объявив информационную войну администрации НМТП и при этом не жалея средств на самые влиятельные СМИ страны, заручившись поддержкой в самых высоких эшелонах тогдашней власти, «Нибулон» обратился с иском в Николаевский окружной административный суд. Вадатурский потребовал обязать капитана порта разрешить проводку судна «PREVENTER» с зерном для фирмы своего сына в Швейцарии «Nibulon S.A.». Только вдумайтесь, «обязать капитана» взять на себя ответственность за такой риск!
Но почему-то николаевских судей это ничуть не смутило. Не приняли они во внимание ни постановление Кабмина о проведении дноуглубительных работ, ни существующий вывод капитана Днепро-Бугского торгового порта. Сразу необходимо подчеркнуть, что судей, которые рассматривали данный иск «Нибулона», уж никак нельзя считать специалистами в вопросах безопасности судоходства, но, несмотря на это, они наотрез отказались привлечь к процессу какую-либо комиссию в морской отрасли. В итоге, несмотря на присутствие в суде большого количества портовиков и журналистов, решение было принято в пользу «Нибулона».
Ну что ж, наверное, мнимый «авторитет» Вадатурского, искусственно поддерживаемый его пиарщиками и, наверное, деньги оказались более весомыми аргументами, чем даже имевшиеся факты.
Без ссылок на законодательную базу и нормы хозяйственного права, такое решение суда вызвало законное негодование у всех специалистов в области безопасности судоходства. Более того, нельзя не принять во внимание и тот факт, что Ассоциация капитанов морских портов Украины и Госфлотинспекция стали на сторону капитана Николаевского морского торгового порта.
Довольно своеобразную позицию в этом споре заняло тогдашнее руководство Министерства транспорта и связи Украины, которое по сути оставило НМТП в одиночестве в этом противостоянии. Минтранс занял нейтральную позицию, поручив ведущим проектным организациям и предприятиям отрасли разработать проект разовой специальной проводки судна «PREVENTER» с учетом фактически выполненных дноуглубительных работ.
Благодаря этому в марте 2010 года судно «PREVENTER» завели на терминал ООО СП «Нибулон» по разработанному проекту.
Сегодня однозначно нельзя сказать, чем закончилась бы эта проводка, если бы она была сделана по первому требованию «Нибулона», когда дноуглубительные работы были только начаты. Удалось бы избежать посадки судна на мель? Да вряд ли, ведь когда «PREVENTER», в рамках спецпроводки, с трудом прошел к терминалу, было уже выполнено более 80% дноуглубительных работ на Первом колене канала акватории НМТП.
Здесь необходимо отметить, что общая стоимость проведенных дноуглубительных работ составила 12 миллионов гривен. И снова в роли спонсора выступило государство!
Почему в этой ситуации Герой Украины Вадатурский не обратился к государству с партнерским предложением, чтобы хоть на половину погасить бюджетные затраты на обеспечение благополучной работы своего же многомиллионного предприятия? Ведь по данному каналу такие крупногабаритные суда подходят только к частному терминалу «Нибулона».
Добившись своего, хищник-Вадатурский еще трижды воспользовался каналом в своих целях - после завершения дноуглубительных работ к причалам «Нибулона» прошло еще три судна, аналогичных по масштабам судну «PREVENTER».
Таким образом, решив все свои бизнес-проблемы за государственный счет, «Нибулон» принялся за возвращение штрафов за простой «судна-страдальца». Но как получить от НМТП баснословные средства за несуществующий ущерб?
Конечно же, в судебном порядке. Вадатурский направляет в Антимонопольный Комитет Украины жалобы на, якобы, незаконные действия НМТП и Минтранса по созданию препятствий для работы предприятия.
Вот только препятствий в чем? В том, что ему не позволили создать аварийную ситуацию? Только на минуточку представьте, что бы произошло, если бы эта почти трехсотметровая громадина вышла из-под контроля и села на мель у берегов города корабелов…
Остается загадкой и то, почему «Нибулон» в своем иске стыдливо не упомянул то, что они сознательно отказались от вариантов решения проблемы, предложенных тогдашней администрацией порта. Почему до сих пор никто не услышал от Вадатурского благодарности за помощь в решении проблемы проводки нестандартных судов по Днепро-Бугскому каналу. Еще раз подчеркнем, что проблема была решена за государственные средства.
Удивляет и то, что и в Антимонопольном Комитете Украины, в других государственных инстанциях и судах разных уровней никто не задумывался над этими вопросами, а крайним во всем пытались сделать капитана порта, который, всего-навсего, поступил в рамках дозволенного законодательством. Видимо, украинская судебная система и правда не без блата…
А судьи кто?
Действительно разобраться в деле удалось только коллегии из пяти судей Высшего административного суда Украины, которые отменили решение Николаевского окружного административного суда. Как видно, не все решают связи, деньги и информационное давление…
Истина оказалась проста - действия капитана порта Высшим административным судом Украины были признаны законными. Куда же обернулись все предыдущие ссылки судей на якобы необоснованность оспариваемого решения? Последнее заявление: правовых оснований для удовлетворения исков «Нибулона» просто не было, судьи всего-навсего сделали ошибочные выводы об их присутствии и при этом спутали приоритеты: коммерческие интересы Вадатурского поставили выше интересов безопасности судоходства.
Можно представить, каково было разочарование Вадатурского. Ведь стоит только вспомнить его грандиозную пиар-компанию в СМИ, когда выступая под видом жертвы, он трезвонил во все колокола, что его обижает государство.
Приведу последний, но очень яркий штрих к портрету Алексея Вадатурского, который очень ярко характеризует его суть. Похоже, в последнее время у директора «Нибулона» судебные процессы стали смыслом жизни – он судится со всеми подряд, а недавно даже решил, как говорится, наехать на губернатора Николаевской области Николая Круглова. О том, как «герой»-аграрий, публично позволил себе грубо и не корректно выражаться в адрес Круглова, который всегда отличался лояльностью к местному бизнесу и к «Нибулону» в частности, писали многие СМИ.
Вот так вот, спустя два года борьбы, требования «Нибулона» признали необоснованными. В споре вокруг судна «PREVENTER» поставлена жирная точка. Администрации Николаевского морского торгового порта удалось отстоять свою правоту и защитить свою репутацию, и тем самым избежать вымывания государственных средств с предприятия, которое могло произойти из-за игр, как он любит себя называть, Героя Украины.
Напоследок можно вспомнить фразы из культового фильма «Брат 2»:
- Ну вот есть у тебя много денег, и что? Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего?.. Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней.
Здесь, как мне кажется, комментарии излишни...
Дарья Ткаченко, специально для «Преступности.НЕТ»
Похоже, в течение более двух лет нехитро спланированную аферу пытался проворачивать титулованный местный олигарх Алексей Вадатурский, чтобы тем самым, как говориться, «развести» одно из государственных предприятий более чем на 120 миллионов гривен.
О баснословных богатствах героя-агрария уже давно ходят легенды, которые неоднократно подтверждаются всевозможными рейтингами в СМИ, составленными влиятельными и компетентными экспертами. А если учесть существующие мнения и разговоры о коррумпированности в нашей судебной системе, то изначально можно было предвидеть, на чью сторону стало бы правосудие в войне нашего героя с его противниками.
И в противостоянии ООО СП «Нибулон» с Николаевским морским торговым портом в судах, о котором пойдет речь в данном материале, ни у кого изначально и не вызвало удивления, что в судах первой и второй инстанций благосклонность судей оказалась на стороне владельца «Нибулона». Вот только довести до конца аферу Вадатурскому так и не удалось…
Итак, откуда ноги растут
Одной из прелестей рыночной экономики является здоровая конкуренция. Но логично, что если предприятие привыкло быть монополистом, подвигаться в своем сегменте рынка ой как не хочется. Видимо, не захотело мириться с заходом в николаевский регион конкурента в лице компании «Bunge Ukraine» и руководство ООО СП «Нибулон».
Самому пачкать ручки Алексею Вадатурскому, участвуя в ликвидации конкурента, видимо, не хотелось, потому он пошел по более простому на его взгляд пути - нанести финансовый удар и подорвать репутацию предприятия, которое и послужило причиной появления иностранного инвестора-конкурента. Речь идет о Николаевском морском торговом порте, руководство которого и приложило максимум усилий, чтобы в Николаев пришел инвестор с мировым именем.
Тут как на руку внешнеэкономические процессы: мировой кризис, резкое падение фрахтовых ставок, а как следствие убыточная эксплуатация мирового торгового флота.
Воспользовавшись ситуацией, когда судовладельцам, в общем-то было «наплевать», где будут стоять их суда в ожидании заказа, Вадатурский зафрахтовал такое судно, которое по всем своим параметрам не смогло бы подойти к терминалу «Нибулона».
Более того, опытный бизнесмен, скорее всего, знал о том, что «PREVENTER», именно так называлось судно-гигант, может надолго «застрять» в акватории НМТП. Почему мы можем об этом говорить? А дело в том, что еще в 2008 году Алексей Вадатурский стал инициатором выполнения двух экспериментальных проводок большегрузных судов длиной до 225 м к своему частному терминалу в Николаеве.
В то время капитан Днепро-Бугского морского торгового порта после осуществления экспериментальных проводок сделал выводы, что дальнейшая проводка судов подобных габаритов к причалу ООО СП «Нибулон» является опасной. Чтобы заводить такие суда как «PREVENTER» к причалам предприятия экспортера, необходимо было провести соответствующие дноуглубительные работы на Первом колене канала акватории николаевского порта. Собственно, этот опыт и послужил тому, что по решению Кабинета Министров Украины в сентябре 2009 года Николаевский порт начал дноуглубительные работы, о чем, кстати, поставили в известность всех заинтересованных лиц. В том числе и Вадатурского.
Последний, зная, что без завершения дноуглубительных работ безопасная проводка к причалам «Нибулона» таких судов как «PREVENTER» невозможна, и что дноуглубительные работы только начались, все же, обратился к капитану НМТП с заявкой на осуществление лоцманской проводки этого судна от рейда порта Южный к причалу ООО СП «Нибулон».
Многим специалистам морской отрасли изначально было понятно, что такие действия руководства частного предприятия носят провокативный характер. Ведь, если бы капитан НМТП дал положительный ответ на требование Вадатурского, под угрозу стала бы безопасность в акватории порта. Конечно, виновным в случае посадки судна «PREVENTER» на мель, опять-таки, остался бы капитан порта. В случае же негативного ответа от порта, у Алексея Вадатурского, как оказалось позже, были заготовлены другие козыря для игры.
Капитан Николаевского порта, выполняя свои служебные полномочия по обеспечению безопасности мореплавания в вверенной ему акватории, естественно наложил резолюцию об отказе в прохождении судна водами акватории порта. Вместе с тем, администрация порта, войдя в положение Вадатурского, предложила предприятию альтернативные варианты загрузки судна в других безопасных местах. Причем эта загрузка, если бы она была проведена, была бы без дополнительных затрат для экспортера. Чем не вариант?
Но что делает наш Герой? А он, по причинам известным только ему, не то что не принимает во внимание предложения представителей администрации порта, а и сознательно отказывается от минимизации рисков ежедневного увеличения штрафных санкций за простой «PREVENTER»!
Не поверю, что 30 тысяч долларов штрафа в день, даже для такого крупного предприятия как «Нибулон» - капля в море. Как оказалось в последствии, Вадатурский и не собирался терять эти деньги, а в последующем просто перенаправить штрафные санкции в судебном порядке и возложить их на порт. А это на выходе не много не мало - 120 000 000 гривен государственных средств!
Хищник Вадатурский
Объявив информационную войну администрации НМТП и при этом не жалея средств на самые влиятельные СМИ страны, заручившись поддержкой в самых высоких эшелонах тогдашней власти, «Нибулон» обратился с иском в Николаевский окружной административный суд. Вадатурский потребовал обязать капитана порта разрешить проводку судна «PREVENTER» с зерном для фирмы своего сына в Швейцарии «Nibulon S.A.». Только вдумайтесь, «обязать капитана» взять на себя ответственность за такой риск!
Но почему-то николаевских судей это ничуть не смутило. Не приняли они во внимание ни постановление Кабмина о проведении дноуглубительных работ, ни существующий вывод капитана Днепро-Бугского торгового порта. Сразу необходимо подчеркнуть, что судей, которые рассматривали данный иск «Нибулона», уж никак нельзя считать специалистами в вопросах безопасности судоходства, но, несмотря на это, они наотрез отказались привлечь к процессу какую-либо комиссию в морской отрасли. В итоге, несмотря на присутствие в суде большого количества портовиков и журналистов, решение было принято в пользу «Нибулона».
Ну что ж, наверное, мнимый «авторитет» Вадатурского, искусственно поддерживаемый его пиарщиками и, наверное, деньги оказались более весомыми аргументами, чем даже имевшиеся факты.
Без ссылок на законодательную базу и нормы хозяйственного права, такое решение суда вызвало законное негодование у всех специалистов в области безопасности судоходства. Более того, нельзя не принять во внимание и тот факт, что Ассоциация капитанов морских портов Украины и Госфлотинспекция стали на сторону капитана Николаевского морского торгового порта.
Довольно своеобразную позицию в этом споре заняло тогдашнее руководство Министерства транспорта и связи Украины, которое по сути оставило НМТП в одиночестве в этом противостоянии. Минтранс занял нейтральную позицию, поручив ведущим проектным организациям и предприятиям отрасли разработать проект разовой специальной проводки судна «PREVENTER» с учетом фактически выполненных дноуглубительных работ.
Благодаря этому в марте 2010 года судно «PREVENTER» завели на терминал ООО СП «Нибулон» по разработанному проекту.
Сегодня однозначно нельзя сказать, чем закончилась бы эта проводка, если бы она была сделана по первому требованию «Нибулона», когда дноуглубительные работы были только начаты. Удалось бы избежать посадки судна на мель? Да вряд ли, ведь когда «PREVENTER», в рамках спецпроводки, с трудом прошел к терминалу, было уже выполнено более 80% дноуглубительных работ на Первом колене канала акватории НМТП.
Здесь необходимо отметить, что общая стоимость проведенных дноуглубительных работ составила 12 миллионов гривен. И снова в роли спонсора выступило государство!
Почему в этой ситуации Герой Украины Вадатурский не обратился к государству с партнерским предложением, чтобы хоть на половину погасить бюджетные затраты на обеспечение благополучной работы своего же многомиллионного предприятия? Ведь по данному каналу такие крупногабаритные суда подходят только к частному терминалу «Нибулона».
Добившись своего, хищник-Вадатурский еще трижды воспользовался каналом в своих целях - после завершения дноуглубительных работ к причалам «Нибулона» прошло еще три судна, аналогичных по масштабам судну «PREVENTER».
Таким образом, решив все свои бизнес-проблемы за государственный счет, «Нибулон» принялся за возвращение штрафов за простой «судна-страдальца». Но как получить от НМТП баснословные средства за несуществующий ущерб?
Конечно же, в судебном порядке. Вадатурский направляет в Антимонопольный Комитет Украины жалобы на, якобы, незаконные действия НМТП и Минтранса по созданию препятствий для работы предприятия.
Вот только препятствий в чем? В том, что ему не позволили создать аварийную ситуацию? Только на минуточку представьте, что бы произошло, если бы эта почти трехсотметровая громадина вышла из-под контроля и села на мель у берегов города корабелов…
Остается загадкой и то, почему «Нибулон» в своем иске стыдливо не упомянул то, что они сознательно отказались от вариантов решения проблемы, предложенных тогдашней администрацией порта. Почему до сих пор никто не услышал от Вадатурского благодарности за помощь в решении проблемы проводки нестандартных судов по Днепро-Бугскому каналу. Еще раз подчеркнем, что проблема была решена за государственные средства.
Удивляет и то, что и в Антимонопольном Комитете Украины, в других государственных инстанциях и судах разных уровней никто не задумывался над этими вопросами, а крайним во всем пытались сделать капитана порта, который, всего-навсего, поступил в рамках дозволенного законодательством. Видимо, украинская судебная система и правда не без блата…
А судьи кто?
Действительно разобраться в деле удалось только коллегии из пяти судей Высшего административного суда Украины, которые отменили решение Николаевского окружного административного суда. Как видно, не все решают связи, деньги и информационное давление…
Истина оказалась проста - действия капитана порта Высшим административным судом Украины были признаны законными. Куда же обернулись все предыдущие ссылки судей на якобы необоснованность оспариваемого решения? Последнее заявление: правовых оснований для удовлетворения исков «Нибулона» просто не было, судьи всего-навсего сделали ошибочные выводы об их присутствии и при этом спутали приоритеты: коммерческие интересы Вадатурского поставили выше интересов безопасности судоходства.
Можно представить, каково было разочарование Вадатурского. Ведь стоит только вспомнить его грандиозную пиар-компанию в СМИ, когда выступая под видом жертвы, он трезвонил во все колокола, что его обижает государство.
Приведу последний, но очень яркий штрих к портрету Алексея Вадатурского, который очень ярко характеризует его суть. Похоже, в последнее время у директора «Нибулона» судебные процессы стали смыслом жизни – он судится со всеми подряд, а недавно даже решил, как говорится, наехать на губернатора Николаевской области Николая Круглова. О том, как «герой»-аграрий, публично позволил себе грубо и не корректно выражаться в адрес Круглова, который всегда отличался лояльностью к местному бизнесу и к «Нибулону» в частности, писали многие СМИ.
Вот так вот, спустя два года борьбы, требования «Нибулона» признали необоснованными. В споре вокруг судна «PREVENTER» поставлена жирная точка. Администрации Николаевского морского торгового порта удалось отстоять свою правоту и защитить свою репутацию, и тем самым избежать вымывания государственных средств с предприятия, которое могло произойти из-за игр, как он любит себя называть, Героя Украины.
Напоследок можно вспомнить фразы из культового фильма «Брат 2»:
- Ну вот есть у тебя много денег, и что? Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего?.. Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней.
Здесь, как мне кажется, комментарии излишни...
Дарья Ткаченко, специально для «Преступности.НЕТ»
Комментариев нет:
Отправить комментарий